Проповеди на праздники:


Беседа о приходских попечительствах как органах церковной христианской благотворительности.

При многих городских и сельских церквах существуют так называемые приходские попечительства. Задача этих попечительств состоит между прочим в том, чтобы члены таковых были собирателями и раздаятелями помощи нуждающимся, печальниками о сих последних, посредниками между желающими благотворить и нуждающимися в помощи.

Есть у приходских попечительств и другие задачи, не менее важные первых, например: попечение о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также обустройстве первоначального обучения детей. Настоящее наше слово будет относиться только к первой, то есть благотворительной задаче, к осуществлению которой прежде всего стремятся наши местные попечительства. С утешением должно сказать, что многие и весьма многие сочувственно относятся к сказанным благотворительным учреждениям и охотно вверяют в их распоряжение свои жертвы для благотворительных целей. Попечительства, со своей стороны, употребляют все от них зависящее, чтобы оправдать доверие к ним вручающих в распоряжение их жертвы благотворения. Так, каждое попечительство ведет запись поступающих в его распоряжение приношений на раздачу нуждающимся. В то же время попечительства имеют списки состоящих в их ведении вдов, сирот и бесприютных. Они собирают сведения о каждом лице, обращающемся к ним за помощью, и выдают пособия со строгой разборчивостью, так что не достойные милости, каковые предусмотрены в книге Постановлений Апостольских, или желающие во зло употребить чувство христианской любви легко могут быть усмотрены и устранены от участия в пользовании милостыней.

При таковой деятельности попечительств очевидно является сугубая польза: с одной стороны, всякий желающий оказать христианскую помощь или сотворить милостыню истинно нуждающемуся знает, куда направить то, что назначено им для сей цели, и он может быть спокойным, что милостыней его воспользуются с благодарностью те, кто сего заслуживает. Подавая милостыню во имя Господне, он помнит, что Тот, во Чье имя он дает свою жертву, знает не только качество и количество дарствуемого, но и взвешивает сердечное расположение, с которым эта жертва приносится. С другой стороны, нуждающиеся в помощи знают, где им искать таковую.

Не достойные же милости, ведая, как зорко следит попечительство за тем, куда употребляется получаемая бедными милостыня, едва ли дерзнут испрашивать таковую, сознавая за собой вину или находясь в таких жизненных условиях, которые не дают им права на получение пособия. А получающие пособие, конечно, постараются быть достойными его, зная, что за ними смотрит наблюдающий глаз.

Попечительства, принимая на себя посредничество между подающими милостыню и получающими таковую и вообще между благотворителями и пользующимися благотворениями, признают за собой в отношении к благотворителям долг сказать пользующимся благотворениями, чтобы они, принимая таковые с благодарностью, молились за своих благодетелей; а в отношении к приемлющим дары благотворения долг попечительства состоит в том, чтобы научить их молиться за своих благодетелей и проводить жизнь, достойную того, чтобы им именоваться меньшими братьями Христовыми (Мф.25:40) и быть жертвенниками, на которые благотворители возлагают свои жертвы и с которых приемлет их Господь, во имя Которого приносят таковые.

Говоря о попечительствах как учреждениях церковных, посредствующих между благотворителями и пользующимися благотворением, мы не можем не сказать нескольких разъяснительных слов в успокоение тех, кто привык раздавать милостыню единолично, без участия других. Может оказаться, например, что некто благотворил в течение многих лет одним и тем же лицам, так что он их знает, как своих, и они к нему привыкли, друг друга считают как бы своими; для таковых и расстаться друг с другом уже нелегко.

Уважаем эти чувства взаимного благорасположения и не дерзаем произнести такое слово, которое бы заключало в себе мысль о расторжении такового союза. Пусть это христианское общение остается в прежней своей силе. Но мы не можем не выразить при этом желания, чтобы благотворящие таким образом принимали личное участие в общем деле попечительства – то своим присутствием при совещаниях его, то доставлением сведений о тех лицах, которые пользуются помощью сего благотворительного учреждения. Это нужно для того, чтобы сии, уже получающие милостыню от одного лица, не стали бы искать себе пособия и от попечительства и таким образом не явились бы одни получающими сугубую помощь, а другие – недостаточно удовлетворенными или совсем без помощи по скудости средств благотворительских.

Еще слово в отношении к тем, которые не имеют личных средств для дел благотворения, как снискивающие себе пропитание дневным трудом рук своих.

Достоинство христианской милостыни зависит не от количества или качества ее, а от того расположения, с каким она дается. Евангельская бедная вдовица, вложившая в церковную сокровищницу малую лепту, составлявшую все пропитание ее, по слову Спасителя, принесла Богу дар более ценный, чем богатые, дававшие много, но, вероятно, имевшие возможность дать гораздо больше и, однако же, не сделавшие сего по недостатку того усердия и чувства самоотвержения, какими преисполнена была та вдовица (Мк.12:43–44).

Посему нет такого бедняка или нищего, который бы не мог принести по своим средствам посильной, хотя бы весьма малой, но Богу угодной лепты.

В святоотеческих писаниях и преданиях от древних времен Церкви мы имеем указание источников, откуда и бедные люди могут получать средства для благотворения. Так, в книге Постановлений Апостольских повелевается христианам поститься для того, чтобы иметь возможность творить милостыню, а если кто ничего не имеет для милостыни, говорится в этой книге, тот пусть постится и сбережение от дня поста назначит святым (см. ссылку 92). Святыми здесь именуются христиане, как члены Святой Церкви.

В писаниях апостольских мы обретаем поучительный для нас совет Апостола языков, данный им для христиан Коринфской Церкви, о том, как должны быть собираемы пожертвования для милостыни. Приглашая коринфян делом явить христианскую любовь по заповеди Господней братьям своим, иерусалимским христианам, претерпевавшим нужду по случаю голода, Апостол заповедал им, чтобы каждый из них отделял для этого из имения своего по силам своим. При этом он установил для христиан Коринфской Церкви то же правило относительно сбора пожертвований, какое дано им для прочих Церквей. При сборе для святых, то есть христиан, – пишет он, – поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду (1Кор.16:1–2). Вслед за этим Апостол дает совет тем же христианам, чтобы они избрали из среды себя доверенное лицо, которое он и отправит с письмами в Иерусалим для доставления милостыни (1Кор.16:3).

Нужно ли объяснять, насколько удобоисполнимы эти советы апостольские об оказании помощи нуждающимся и о способе собирания для этого пожертвований и для нашего времени?

К сказанному о попечительствах как органах церковной благотворительности присовокупим совет того же апостола Павла о том, с каким расположением души должно совершать дела благотворения.

Называя благотворение благословением (2Кор.9:5), он выражает этим ту мысль, что милостыня должна быть совершаема с благостным словом (благословением), а не со словами ропота или упрека, чтобы она в сердце того, кто получает ее, возбуждала чувство благодарности к Богу и благословенные благожелания благотворителям. Апостол говорит: пусть благословение ваше было... как благословение, а не как побор, то есть не принудительное даяние. При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2Кор.9:5–7).

Какое же будет воздаяние за это? Сугубое: и от Бога, и от людей. Бог же силен, – говорит далее Апостол, – обогатить вас всякою благодатью. Он, дающий семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному вами, то есть, милостыни вашей, и умножит плоды правды вашей, то есть обогатит вас делами богоугодной праведности (2Кор.9:8:10). Это – воздаяние от Бога. А вот воздаяние и от людей. «Они, то есть получающие милостыню, молятся за вас, – продолжает наставление тот же Апостол, – молятся за вас по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию (2Кор.9:14)».

Участие в благоустроении попечительства должно быть совершаемо с полной готовностью, притом не одними приношениями на дело благотворения, но и деятельным участием в исполнении обязанностей, возлагаемых попечительствами на каждого из своих членов. Иногда личное участие членов в совещаниях попечительства бывает нужнее, чем денежное приношение; в других же случаях нужны бывают для попечительства сотрудники по собиранию сведений о состоянии нуждающихся в помощи. Попечительства также много дорожат теми лицами, которые принимают на себя нелегкий труд собирания милостыни для бедных семейств, состоящих на содержании их. А если принять во внимание и другие задачи попечительств, как то: заботы о благоустроении и украшении храмов, о заведении и поддержании церковной школы, об улучшении материального быта приходских причтов, то личное деятельное участие каждого члена в делах попечительства явится более необходимым, чем заочное, без сердечного участия к общему делу попечительства доставление каких-либо материальных средств.

Сделаем вывод из сказанного, чтобы иметь возможность удержать в памяти содержание настоящей беседы.

Достойно похвалы всякое дело благотворения, совершаемое по заповеди, во имя христианской любви, но различные способы благотворений не все одинаково плодотворны. Доброе дело – одиночная милостыня, но гораздо лучше благотворительность, благоустраиваемая через особые учреждения. Из таковых большую нравственную цену имеют церковные учреждения, каковыми в последнее время являются приходские попечительства или братства. Сочувствие развитию этих учреждений есть дело поистине святое и потому богоугодное. Для благоустроения попечительств и развития их дела благотворения необходимо деятельное участие всех членов церкви и каждого прихожанина в делах попечительства той церкви, к которой он принадлежит. Наконец, дела попечительств, как дела благотворения, требуют добровольного и сердечного к себе отношения, как дела любви христианской, как святое служение Богу. Посему и приношения, принимаемые и собираемые попечительствами для благотворительных целей, должны быть даваемы с полным усердием, без скорби и туги сердечной. Доброхотно дающего любит Бог (2Кор.9:7).

Проповеди на праздники:

Наверх