Беседа о причащении святых таин 1902г.

  Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите (Причастен)

  Пред вами, христоименитое стадо, в этой чаше божественное Тело и божественная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, – и вы приготовились говением и исповедию к принятию сих святых, бессмертных и животворящих Таин. – Чтобы достойно принять оные, требуется от каждого из вас: во-первых детская простосердечная вера, что вы принимаете под видом хлеба и вина самое пречистое тело и самую пречистую кровь Спасителя, – что вы принимаете Самого Спасителя устами в сердце свое, становитесь одна плоть и кровь с Ним, один дух, как сказано: уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его; ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем; и – прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Господем; ибо в этой частице тела и крови Христа Бога, которую вы принимаете, обретается весь Иисус Христос, как душа в теле. Требуется от вас во-вторых, совершенное, непоколебимое упование на милосердие Спасителя, что Он, как божественным огнем, попалит и очистит кровию Своею вcе грехи ваши; поэтому всякий из вас, сознавая свое недостоинство принять божественные Тайны, предай себя совершенно милосердию Господа, чтобы Он Сам Своею благодатью сделал вас достойными принятия Своих святых Таин; каждый будь благонадежен; никто не колеблись, не малодушествуй, не унывай, представляя свое окаянство, непотребство; от чаши подается всем милость Владыки и великое прощение и очищение грехов. Только веруйте и уповайте. Требуется в-третьих, великая, горячая, ангельская любовь причастников к Спасителю; на любовь Господа всякий из вас должен отвечать любовью: ибо, скажите, какая любовь Божия к нам грешным открылась в том, что Сам Бог, воплотившись для нас, пострадав умерши и воскресши, дал нам в пищу и питие Свое божественное Тело и Кровь, а через то соединился с нами самым тесным союзом, срастворился и смесился с нами, сделавши нас общниками Своего божественного естества! Какая мать, какой отец любили так когда-либо своих детей, как возлюбил нас Господь? – И для чего Господь соединяется с нами в святых Тайнах? – Для того, чтобы очистить нас от скверны грехов, от скверны, которой нет отвратительнее и убийственнее, – чтобы сообщить нам святость Свою, жизнь Свою божественную, мир, отраду, радость, легкость, сладость, свободу, которых нет ничего дороже, желаннее на свете; – чтобы нас очищенных от грехов, измененных, обновленных взять к Себе на небеса, на вечную жизнь, на вечное блаженство: ибо с грехами, со страстями никто не может быть в раю: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, – говорит Господь, – и Аз воскрешу его в последний день.

  Итак, имеющие причаститься божественных Таин, воспламените сердца ваши любовью к Спасителю. Душе Святый, Утешителю, Сокровище благих, пролей любовь Твою в сердца наши!

  Требуется от вас – в-четвертых изменение сердечное. Доселе многие из вас любили грех, все же – волею и неволею – предавались греху; теперь постарайтесь всемерно возненавидеть его: ибо грех – порождение диавола, противление Богу; постарайтесь все измениться в самой глубине души. Вы имеете вкусить тело и кровь божественного Агнца, кроткого и незлобивого Господа Иисуса Христа: будьте же и сами агнцами кроткими, незлобивыми, терпеливыми, покорными воле Божией, Церкви, воле родителей, начальников старших. Вы примете тело и кровь Спасителя, а Он – весь любовь, и Ему противна вражда и злоба: постараемся же и мы жить во взаимной любви; обиды прощайте, злом за зло не воздавайте, или досаждением за досаждение. Приступаете к Господу, Царю небесному, к небеси всех нас ведущему; – постарайтесь помышлять о горнем; старайтесь приобрести небесные нравы; оставьте пристрастие к земным вещам, которые тленны и порабощают и тлят души; возлюбите горнее отечество; горний град Иерусалим, где Божия Матерь и все святые, и куда все мы должны стремиться; все оставьте нечистоты и страсти греховные; всякий покажи изменение к лучшему, всякий покажи исправление; всякий принеси какой-либо благий плод добрых дел Владыке; всякий сотвори плоды достойные покаяния. Господи! Сам Ты нас измени, Сам обнови!

  Наконец, для сохранения нами этого небесного дара – пречистых тела и крови Христoвых – требуется от нас – в-пятых внимание к себе, к своим помыслам, к своему сердцу, ко всем его чувствам и склонностям, обуздание греховных его пожеланий и стремлений, также воздержание в пище и питии; воздержание от празднословия, сквернословия, божбы и всякой лжи; словом: – всякий береги себя от всего, что противно Христу, Спасу душ наших; помните, что через причащение Господь обожает вас, делая вас божественными; божественно и жить старайтесь во всякой святости, правде и истине. Вы чада Божии и Христовы: какое же житие подобает чадам Божиим?

  Всех вас да сподобит Господь достойно и благоплодно принять божественные Тайны. Кто ест и пьет божественное Тело и божественную Кровь недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, говорит св. апостол Павел. Итак, верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечные будем. Аминь.

  Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев).  Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902. 


Наверх