Беседа о любви к страждущему человечеству

Беседа о любви к страждущему человечеству

С распространением Церкви Христовой на земле положено начало проявлению любви к человечеству, особенно же к страждущему и немощному. Самое пришествие Господа Нашего на землю в образе раба было делом величайшего благодеяния Его к нам, на веки погибшим; все мучения, терзания, даже позорную казнь претерпел Он, движимый Божественным милосердием и состраданием к беспомощному и ничтожнейшему рабу своему человеку. Спаситель поэтому и учит нас в своем Евангелии, что Он пришел принести себя в жертву ради блага не друзей своих, а врагов, людей грешных, бедных, страждущих, явился взять на себя болезни и грехи мира, взыскать и спасти погибшее, призвать к покаянию не праведников, а заблудших. Еще в начале своего служения прочитанными Им словами в синагоге из пророка Исаии Он ясно обозначил цель своего явления на земле, именно: «Дух Господень помазал Меня благовествовать нищим, послал исцелять сокрушенных сердцем, отпускать измученных на свободу, проповедовать пленным отпущение, слепым прозрение и благовествовать лето благоприятно» (Лк.4:18–19). Здесь разумеются прежде всего нужды рода человеческого духовные, удовлетворить которые пришел Спаситель в мир, открывая истину и добро людям в их полном совершеннейшем виде. Несомненно, здесь разумеется также помощь и в телесных их нуждах, в житейских страданиях и вообще освобождение их от разных внешних зол мира. Этими делами милости к немощному духом, страждущему физически человечеству и ознаменована вся жизнь на земле Христа Спасителя. Его поприще между людьми преисполнено делами милосердия, милосердия всеобщего, высочайшего, совершеннейшего. Евангельская история не может и исчислить всех дел Его милости к страждущему человечеству. Среди проповеди и научения людей необходимым для спасения истинами веры Он врачует болезни телесные, исцеляет и от недугов духовных: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, бесноватые освобождаются от бесов, глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. Когда однажды явились от Иоанна посланные узнать от Иисуса, кто Он? И на вопрос: Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать другого? Спаситель им ответил: пойдите обратно и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищим благовествуется (Мф.2:6). Из этого видно, какого рода люди более всего окружали Спасителя мира. Во время своей жизни на земле Он по преимуществу пребывал среди больных и страждущих всякого рода, для которых в одно и тоже время был врачом бренного тела и скорбной души. Любовь его обращена была особенно к страждущим и погибающим уже потому, что они слабые телом, изнемогающие на одрах болезней, более других способны были принять евангельскую проповедь и вознести взор свой от этой юдоли плача к миру горнему, где нет ни горя, ни воздыханий, ни болезни, ни смерти. Поэтому-то мы и видим Его у купели Силоамской, то возле прокаженных; больные и страждущие составляли как бы Его семью, среди которой Он жил и действовал, о которой заботился, которую врачевал, с любовью наставлял и учил.

Такой пример деятельности Христа Спасителя усвоили Его апостолы. Они почасту пребывают в кругу больных: врачуют хромых у дверей храма, очищают прокаженных, возвращают к жизни умерших духовно и телесно. В своих писаниях апостолы многократно убеждают и обязывают верующих быть милостивыми к нуждающимся, благотворить к бедствующим. Апостол Иоанн Богослов считает даже и недостойным любви Божией того, кто видит брата своего требующего помощи, нуждающегося, а затворяет от него сердце свое (1Ин.3:17). Апостол Иаков утверждает, что ничто не спасает человека жестокосердного и бесчувственного к бедственному состоянию других, никакая вера не вменится человеку, если он, видя брата или сестру, не имеющих дневного пропитания, не даст им требования телесного (Иак.2:15–16). Апостол Павел старается расположить христиан к благотворительности щедрой, обильной и доброхотной.

В первое время существования церкви Христовой христиане во всей точности исполняли учение Господа о любви к страждущему человечеству. Во время общественных бедствий: голода, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников они без различия исповеданий помогали всем, кто чем только мог. Довольно на этот раз припомнить тот случай, когда, во время моровой язвы в Карфагене, язычники оставляли трупы родственников своих в домах и на улицах без погребения из опасения, чтобы самим не заразиться от прикосновения к ним: между тем как христиане по одному слову Киприана, епископа Карфагенского, с опасностью к жизни выносили умерших, хоронили их и таким образом очищали город от заразы. Любовь христиан своею благотворительностью обнимала слишком большое количество бедствующих: всякая нищета получала облегчение из лона христианства. Все верующие совокупными силами услуживали больным по домам, устраивали госпитали, воздвигали богадельни, пристанища странникам, приюты для детей – мальчиков и девочек. Всякая нужда находила здесь облегчение и утешение, убогие, больные, несчастные исполнены были благодеяний. Так Римская церковь в своем лоне содержала более 1500 бедных и немощных. Дальние от нее церкви, в случае бедствий, получали, как от Римской, так и от других богатых церквей, щедрые вспомоществования. Та же Римская церковь посылала свои пожертвования даже в Аравию и Каппадокию. Теплота и свет христианской любви проникали тогда в заключения преступников и на места их наказания и ссылки. И на этих несчастных людей первенствующие христиане смотрели именно как на несчастных, остерегаясь без разбора произносить строгий суд над ними и помня, что в числе находившихся в темнице и казненных позорной смертью находился и Сам святейший Искупитель человечества Иисус Христос.

И нам, как и первенствующим христианам, Господь и Учитель наш словом и примером собственной жизни, препоручает попечениям тысячи и тысячи раненых-страждущих, лежащих на всем протяжении нашего жизненного пути. Он вверяет каждому из нас все человечество, которое мы призваны любить всецело без всяких ограничений. Чувство милосердия к немощным нашим ближним составляет свойство нашей природы, с ним мы рождаемся, живем и умираем. Глубоко заложенное в нашу природу Самим Богом оно побуждает не только нас – христиан, но и дикаря грубого и невежественного быть сострадательным к страждущим. Если так свойственно нам по природе чувство милосердия, то тем преступнее является тот, кто заглушает в своей душе порывы этого чувства. Но никому не должно быть так свойственно чувство милосердия и сострадания к ближнему, как нам, христианам. Мы обязаны любить всех и служить всем в дни скорби и печали нашего собрата по примеру Богочеловека, и тот не имеет в себе Духа Христова, кому не знакомо чувство братского долга, или же лучше сказать, для кого это чувство не составляет вседневной пищи. Человечество страждет и воздыхает под бременем греха, скорби и нужды, и мы должны по меньшей мере сострадать и со воздыхать ему, должны молиться за него, разделять с ним те муки, какие колеблют и возмущают и без того тяжелое его существование.

Любовь наша к страждущему нашему ближнему – как облегчение его несчастного положения – есть служение благороднейшее, достойное человека и доступное всем людям как великим, могучим и сильным, так и слабым, простым и бедным. Такая любовь есть высшая доблесть и царская печать для христианина. Все мы живем жизнью одного, общего для нас Утешителя Духа, все идем к одной и той же цели – к вечному спасению, и все мы должны идти одним и тем же путем-путем креста и страданий при руководстве заповедей Божьих. Как же нам членам одного общества, у которого глава Христос, не заботиться друг о друге? В церкви Божьей, к которой мы принадлежим, если страдает один член, страдают с ним все члены. Бог уравновесил тело церкви, чтобы все члены одинаково заботились друг о друге(1Кор.12:24), т. е. в страданиях одного христианина должны принимать участие все, скорбь одного бедствующего должна быть разделена всем обществом верующих во Христа. В самом деле, что составляет отличие христианина от всех других людей, от неверующих? Это – любовь к ближнему, страждущему, немощному. О сем разумеют вси, сказал Господь, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35). И любимый ученик Христов апостол Иоанн говорит: сию заповедь имам от Него (Иисуса Христа), да любим Бога и брата своего; аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть (1Ин.4:20). Так свята и обязательна христианская любовь к брату, почему и необходимо с нашей стороны самое деятельное участие в судьбе несчастного, бедствующего собрата.

Если христианская вера связала всех нас в крепкий союз братский, то уместно ли в нашей среде бессердечное равнодушие к страждущим нашим братьям? Возможно ли, чтобы мы, владеющие избытками, вседовольные, относились безучастно к судьбе нашего ближнего? Нет, этого быть не должно: иначе мы явимся забывшими первую и важнейшую заповедь, потеряем свое христианское достоинство, как члена церкви христовой, члена живого, а не мертвого, неболезненного, унизим свою естественную природу, также страждущую, болезненную, нуждающуюся в сторонней помощи, особенно почтенную Христом, Который явился в ней в человеческий мир и чрез нее совершил искупление наше. По этой естественной высоте человеческой природы мы и должны уважать ее столько же и в себе, сколько и в других. Но несравненно больше возвышена она благодатью Христовой. Уважая в нашем собрате природу естественную, мы должны чествовать в ней благодать Господню, сделавшую тело человека храмом Духа Божия. Да будет для нас брат наш драгоценнее всякого сокровища, это – сердце наше, душа наша, благо наше наилучшее. Нужды его пусть будут нашими скорбями и радостями. Не презрим его, не пробежим мимо его жилища, исполненного горя, не возгнушаемся им, как нечистотой, как заразою, как чем-то отвратительным и отверженным. Это наш член, хотя и покривили его несчастья. Если голоден наш ближний, дадим ему пищу; если томится он жаждой, напоим его, хотя бы то чашею студеной воды; встретим ли далекого, бесприютного странника, введем его в дом свой и упокоим от долгих трудов и лишений; не имеет он одежды – оденем его; болен ближний и лежит один, забытый покинутый всеми на предсмертной, может быть, постели, навестим и утешим болящего; в темницу заключен наш ближний и свет Божий закрыт от него, и руки-ноги его связаны, мы придем к нему, своей доброй беседой ободрим унылую душу заключённого, разделим его горе и тем прольем такую благодатную радость в душу несчастного, что будем для него казаться как бы ангелом Божьим, посланным с неба для утешения скорбящих. Примем во внимание и то, что совершение дел милосердия к страждущему нашему собрату Господь сделал делом легким, удобоисполнимым для всех и всегда. Не требуется для этого ни великого ума, ни многих знаний, ни особенного искусства, ни больших трудов, ни даже какого-либо богатства: ибо Господь приемлет и лепту вдовицы паче многих сокровищ, награждает и за чашу холодной воды, поданную во имя Его. Нужно только, чтобы было у нас доброе сердце, которым волен распоряжаться всякий по своему хотению. В том-то и беда, что доброго сердца в делах любви к страждущему с нашей стороны как-то мало проявляется, почему Господь, зная нашу костность в этом отношении, с подвигом любви к несчастному соединил отрадное чувство удовольствия, сладости, блаженства, так что сей подвиг для человека служит высшею наградою даже в настоящей жизни, а тем более в будущей. Как же нам не творить добра страждущему для своего же духовного наслаждения и блаженства, хотя бы в жизни настоящей!

Помогать несчастным, страждущим, спасать их от бед и напастей побуждает каждого нравственный закон естественный – наша совесть, наши убеждения человеческие и соображения, чувство сострадания, свойственное всем людям, присущее всякой душе человеческой. Чувство сострадания и влечение облегчить недуги немощных есть остаток тех естественных уз, которыми все мы связаны друг с другом, как дети одного родоначальника, как члены одного великого семейства; – это остаток братской любви, которую сама природа внушает нам друг к другу. Это чувство сострадания знакомо всякому, даже очерствелому, грубому душою человеку. Поэтому любить страждущего склонны даже и те, которые извратили в душе своей естественный закон, вложенный в нее Творцом при создании человека, и бывает, что такие люди проявляют иногда сострадание и благотворительность к страждущим и бедствующим по крайней мере не менее, чем это происходит со стороны христиан православных. В древнем мире язычник, утратив истинное познание о Боге, дошел до обоготворения всех страстей, отвратительных пороков своей испорченной натуры. Но никогда не доходил и он до обоготворения жестокосердия. Равнодушие и безучастие к бедствующему человеку не только никогда и нигде не встречало себе почета, но всегда и везде было предметом порицания и осуждения. Когда все права и обязанности даже в отношении к Самому Богу были нарушаемы, права несчастных, страждущих и бедствующих всегда были уважаемы. Так было всегда, так должно быть и в настоящее время. И теперь человек сострадательный пользуется общим уважением и почтением, кто бы он ни был и к какому бы вероисповеданию не принадлежал. Доброе и благотворительное дело и в настоящее время является обыкновенно самым отрадным явлением в нашем грешном страждущем мире. Доброе дело и теперь доставляет человеку высшее счастье, так что нет удовольствия святее и радости чище, как деятельная любовь к страждущему человечеству, облегчение участи несчастного, освобождение его от бедственного состояния.

Любить ближних и делать им добро в бедах, нуждах и горе, язвах и ранах, на одре болезни, или смерти, вообще же облегчать тяжелую их участь среди житейских невзгод и страданий необходимо не потому только, что это прямая заповедь Господа (Лев.19:18Мф.22:39), соблюдение которой составляет преимущественный долг и отличие последователей Христовых, и потому еще, что в этой любви и споспешествовании благу ближних, заключается наше собственное благо. Много зла существует в мире, страждет человек и от видимой природы, и от подобных себе, так что горе и беда неизбежный удел нашего существования на земле. Общая участь горя и страданий, тяготеющих над нами, тем более должны соединить нас теснее в общий братский союз. Всякий из нас по себе зная, как тяжело переносить невзгоды жизни, тем более должен сострадать несчастному и стараться уничтожать горе и страдания в человечестве. Если никакие усилия не могут окончательно прекратить зло в человеческом мире, то ослабить его влияние по отношению к человечеству, а тем более к отдельным личностям, к отдельным сторонам и явлениям их жизни мы можем. Много требуется труда с нашей стороны, чтобы облегчить человека от его скорбного пути, но труд этот необходим, без него духовная жизнь наша загрубела бы и постепенно растлевалась, зло в человеческой жизни все более и более распространялось бы в мире и между нами, и тогда жизнь наша день ото дня, год от года становилась бы несноснее, скорби и страдания поработили бы нас, существование на земле явилось бы для человека самым тяжелым наказанием, а не счастьем. Тогда как борьба со злом, со всеми невзгодами человеческой жизни, содействуют их уничтожению, развитию и укреплению духовных наших сил по пути добра, правды и истины, дает возможность наслаждаться истинным и чистым блаженством без примеси зол житейских в настоящей жизни.

Но мы должны проявлять деятельную любовь к ближнему и ради той награды, как последнего воздаяния, какую Господь обещает своим последователям, любившим своего ближнего как образ Божий, как раба Христова, за которого Он положил душу свою, излил кровь и тем дал ему право на вечное существование. Эту награду высказал Он в своей речи к апостолам, когда говорил им о втором своем пришествии. В ней Спаситель объединил Себя со всеми теми, кто страждет здесь на земле. Вся меньшая братия – убогие, бедные, голодные, странные – это Он Сам. Всякое добро оказываемое ей, Спаситель вменяет Себе. Он как бы так говорит: «вы, мои верные, любите всех обремененных страданиями, как любите Меня Самого; в этом весь закон, и высший долг человека; в этом вся религия. Если голоден твой брат, накорми его; жаждет, дай напиться; беспомощен, слаб, болен помоги ему, спаси, исцели, озари светом истины; все блуждающие во тьме греховной приведи к познанию Бога; обиженного защити; не имеющего пристанища, прими в дом. Такою любовью достигнешь ты царства Божия на небе, получишь все блага, какие уготованы от сложения мира в обителях небесных любящим Меня и меньшую мою братию». Не будем по сему, благочестивые слушатели, равнодушны к горькой доле наших ближних, но будем подобно Христу, сострадательны и милосерды, станем оказывать им добро, помня, что за наше добро, за наше милосердие воздастся нам Спасителем нашим в настоящей и будущей жизни.

Любимов Неофит, свящ., Уфимские епархиальные ведомости. 1895. 


Наверх