Беседа о любви к ближнему и несопротивлении злому человеку
Беседа о любви к ближнему и несопротивлении злому человеку.
Словами ап. Иоанна заповедуется нам любить друг друга. Заповедь о любви к другому, т.е. нашему ближнему, дана Богом в церкви ветхозаветной избранному им народу израильскому. Спаситель повторил ее в благодатном своем царстве, назвав учение о любви к ближнему заповедью новою, так как она касалась не одного только избранного народа Божия, как это было у Евреев, а всех людей без различия вероисповеданий и национальностей, общественных состояний, степеней образования, того или другого пола и возраста. Во Христе Иисусе нет Еллина и Иудея, варвара и скифа, раба свободного, а все и во всем Христос. По заповеди Господа обнимая в душе своей всех живущих в мире людей, как своих ближних, и искренне желая им всякого блага, мы можем и должны любить ближних, которые окружают нас, особенно близких к нам и имеют в виду получить от нас какие-либо благодеяния и услуги. Сюда относятся первее всего члены одного семейства и фамилии: родители и дети, братья и сестры и другие родственные лица; далее, служащие и работающие с нами в одном учреждении и стремящиеся к одной и той же цели для блага общества и государства; наконец все сыны и дщери любезного нам отечества и единоверцы, как ветви одной виноградной лозы, которая есть Христос-Спаситель мира.
Между тем не постоянно ли мы встречаем в жизни как будто неизбежное явление, что люди враждуют друг против друга, стараются делать вред и зло, наносят оскорбление лично, злословят заочно, порочат честное имя, унижают и осмеивают его, доводят до нищеты и т.под. Неужели все то, что творится нашими ближними ко вреду моего материального положения и неблагоприятно отражается на умственном и нравственном нашем состоянии, следовательно всякую ложь, неправду, клевету, всякую обиду, болезнь, несчастие и т.п. мы должны сносить с совершенным хладнокровием и христианским терпением, не выражая ни словом, ни делом противодействия распространяющемуся злу между людьми, нашими ближними, с которыми мы живем и с кем нам чаще всего приходится сталкиваться? Правда, Христос Спаситель заповедал своим последователям не противиться злу; но это учение Его нельзя понимать безусловно. Христос не требовал от людей совершенного непротивления злому человеку во всех случаях жизни, ибо с таким учением находится в противоречии нравственное чувство, правда и истина, законы божеские и человеческие.
В самом деле, если бы все добрые люди без всякой борьбы уступали поле действия злым людям ради их мерзких и низких проделок, то слова ап. Павла: «измите злаго от вас самих, умертвите... похоть злую» (1Кор.5:13; Кол.3:5) потеряли бы для христианского общества всякое значение. А между тем на основании сих изречений Слова Божия все то, что мешает нам на пути в стремлении к истине и деланию добрых дел, что противодействует в исполнении заветов божественных, мы должны отстранять и от себя, и от других как злое, неугодное Богу, хотя бы это злое составляли наши ближние. Чувство самосохранения всякого человека – как закон природы – настоятельно требует от нас не подвергать себя добровольно поношению и поруганию злыми людьми, стремящимися делать одно лишь вредное нашему физическому благополучию и нравственному совершенствованию. Оно же налагает на нас долг охраны здоровья, чести и нашего ближнего, так как, по заповеди Господа, мы должны любить его как самого себя и содействовать ему всеми, зависящими от нас, мерами в исполнении божеских и человеческих законов, добрых дел и чистых стремлений. Если бы все злое, причиняемое нам нашими ближними, мы переносили беспрекословно, не проявляя ко врагу никакого противодействия, тогда зло распространилось бы на земле до такой степени, что доброе было бы совершенно подавлено и уничтожено, тогда все низкое, алчное и дикое, все злодеи и нравственные уроды, все грязные подонки человеческого общества всплыли бы вверх и положили на земле начало новой жизни, цель которой была бы усовершение зла во всех его проявлениях. Есть люди, у которых, говоря образно, тем более развивается аппетит, чем больше они едят, тем сильнее становится их злоба, чем больше они находят пищи в уступчивости людской, и чем менее встречают противодействия своим бесчеловечным инстинктам. Не противиться таким людям значит развивать благородство в кровожадном волке, поручая его надзору безответного ягненка. Разве можно положиться на честность таких людей, когда в них не видно ни боязни Бога, ни проявления чистой совести? Они, не умея понять вашего христианского незлобия, из вашего непротивления извлекут все возможные для них выгоды, сделают вас своими рабами, превратят в безответных животных, заставят забыть о своих человеческих правах, достоинстве и высшем назначении. Непротивление врагу возможно только со стороны такого человека, который так велико обнищал нравственно, что для него добро и зло безразличны, и воля грубого и дерзкого поработителя заменила всю высоту нравственного закона. Только личность, с помутившимся сознанием, заглохшими нравственными чувствами может равнодушно смотреть, как злой человек бесчестит его и дорогих ему людей, спокойно остается при виде того, на что способна человеческая злоба, хищность, бесстыдство и зверская кровожадность. Цель нашей жизни вовсе не та, чтобы нам быть подавленными злыми людьми, а чтобы противиться им, бороться с ними, побеждать их, а чрез это уничтожать ложь, неправду, злобу, коварство; а на их место водворять истину, справедливость, любовь и мир. Возможно поэтому на основании слова Божия отвращение от всех порочных деяний человека, нечистых замыслов его и дурных намерений. Нельзя же оказывать любезность человеку злому, радушие и благорасположение за его грубые и недобросовестные деяния против нас, потому что все дурное достойно не похвалы, отвращения. «Отвещай безумному по безумию его, да не явится мудр у себе» (Притч.26:5), учит Премудрый, а это значит: прямо и смело высказывай святую правду пред нечестивцами, не давай им с дерзостью высоко поднимать свою голову; обличай, посрамляй и искореняй гнездящееся в них зло, не бойся их злобы и лукавства. Ратуй за правду, Бог тебе помощник, совесть тебя успокоит, а честные и правдивые люди отнесутся к тебе с полным уважением и благодарностью. Если мы припомним некоторые деяния из жизни Христа Спасителя, в которых отобразилось его величайший нравственный образ, то увидим в них подтверждение высказываемых нами мыслей. Он, Божественный учитель, ревнуя о славе Божией проявлял к людям настолько необыкновенную власть в слове, что силою его приводил всех в ужас и трепет; враги Его слышали от Него грозные обличения, потрясавшие их до глубины души, Он карал ими вождей и начальников иудейского народа. Когда видел их, коснеющих их в смертных грехах уже в продолжение нескольких веков, распространявших зло на далекое пространство, как порождение ехидны, грозил им строгим наказанием в настоящей и будущей жизни за нарушение закона и разращение народа. А в одно время, когда Спаситель вошел в храм Иерусалимский и нашел здесь не дом молитвы, а вертеп разбойников, оскверняющих и позорящих непотребными деяниями самое святое молитвенное место, возмутился духом, взял бич и выгнал всех продавцов и покупателей из храма, опрокинул столы меновщиков и скамьи торговцев голубями, грозно и властно запретил всем что-либо проносить через жилище Божественное. Вот такая ревность проявлялась у Господа в уничтожении зла в человеческом мире при водворении на земле правды и истины. – А когда Спаситель находился у первосвященника Анны на суде и слуга ударил Его по ланите, Спаситель не подставил ему во имя кротости ланиту другую, а заметил: «если Я худо сказал, то покажи, что это худо; а если хорошо, то что ты Меня бьешь?» (Ин.18:23). Сын Божий требует здесь проявления правды от своего врага и защищает от того, кто является обижающим Его. Если бы Богочеловек подставил другую щеку своему врагу, то Он явился бы соблазнителем на большое зло, через это усилил бы как его злобу, так и виновность. Апостол Христов Павел, когда первосвященник Анания приказал бить его на суде пред синедрионом по устам, так возмутился духом на такое беззаконное действие, что в справедливом негодовании воскликнул: «Бог будет бить тебя, стена повапленая (подбеленная)» (Деян.23:3). Так и нам невозможно позволять злым людям издеваться над нами сколько им вздумается и как только могут они; тогда мы будем содействовать развращению нашего врага, а не воспитанию его в нравственно-добрых делах и намерениях. На нас лежит священный долг всеми мерами преграждать злодейства и не щадить преступника под видом желания оказать к нему любовь, опираясь на то, что христианин должен отличаться кротостью и незлобием. Не любовь мы оказываем злодею, когда щадим его, а напротив губим его, позволяя ему более и более усовершаться во зле, и таким образом отдаляя его от царствия Божия; и не кротостью христианской должно назвать то поведение наше, когда мы не обращаем никакого внимания на причиняемые нам злодейства, а напротив эгоистической уклончивостью или непохвальным равнодушием к тому. Терпение человека может иметь границы, и бывает до тех пор, пока мы видим, что отношения нашего ближнего к нам не сопровождаются для нас вредом. Проявления христианского незлобия могут иметь приложение и сопровождаться нравственной пользой только тогда, когда обидчик обладает более или менее развитым нравственным чувством. В том-то и горе, что это не всегда так бывает.
Но с другой стороны Христос Спаситель, будучи правосуден к человеку-грешнику, обличая и наказывая в нем порочные деяния, замыслы и намерения, никогда не отталкивал его от Себя, не относился к нему презрительно, был всегда снисходителен и сострадателен к блуждающему по пути зла и неправды, стараясь своей Божественной кротостью и всепрощающей любовью привлечь его к себе. И мы, по примеру Господа, не должны отвечать на обиду нашего врага местью и отплатой ему за направленное или уже соделанное против нас злодеяние, а во исполнение заповедей Господних должны побеждать его кротостью и незлобием, любовью, прощением, милосердием и услужливостью. Отсутствие мести скорее всего обуздает или обезоружит нашего врага, притупит самую ожесточенную ненависть, – любовь явится для него тяжелой пыткой, как пытка горящими углями, пробудит в его сердце сознание виновности пред тобой, скорее примиришься ты с ним и найдешь в нем не зложелателя, а верного друга. Даже там, где имеет место гнев праведный из-за несправедливости людской, должна всецело являться кротость, не позволяющая гневу выродиться в греховный гнев, в нечистую страсть, не знающую ни меры, ни цели. Ап. Павел говорит по этому поводу: «не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию, ибо написано: Мне отмщене, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).
Мы имеем и другие основания жить в мире с людьми порочными, ненавидящими и обижающими нас. Они создания Божии, имеющие образ и подобие Творца-Промыслителя, наделенные одной с нами природой, являющейся на земле в благолепии Богоподобия. Отблеск славы Божественной отображается на всяком, даже самом униженном существе человеческого рода. Каковы бы ни были слабости или недостатки ближнего, они не закроют от нас и не уничтожат в нем человеческих достоинств, которые требуют с нашей стороны всякого внимания, уважения и осторожности. – Он принадлежит к тому роду, представитель которого есть сам Господь наш Иисус Христос; он один из тех, которых Глава человечества называет своим меньшим братом, чадом Божиим, ради которого пролита кровь и положена душа Его, ниспослан для освящения Дух святой, им же знаменался он в день избавления его. Он, наш недруг, может быть, будет привит, как ветвь, к божественной лозе – нашему Искупителю, сделается святим членом тела Христова. Отвращение от личности, хотя бы и порочной, тем более непозволительно и противозаконно потому, что рядом с пороком есть в каждом человеке искра добра. Бог любит поэтому и его – как свое создание, по-своему милосердию сохраняет ему жизнь на долгие дни для раскаяния и подготовления к жизни будущей, – как добрый Отец подает ему – своему чаду – все необходимое, в чем только он нуждается. И для него Господь повелевает восходить солнцу и посылает дождь. Как же после сего не уважать нам нашего ближнего, хотя бы он был человек порочный? Не должно забывать слова Павла: «силен есть Бог поставити его» (Рим.14:4); «любы всему веру емлет, вся уповает» (1Кор.13:7), а это значит, что с помощью Божией он может сделаться человеком добрым и святым, а ты вследствие злобы твоей глубоко пойдешь, явишься великим грешником, получишь кару Бога и от людей.
Будем поэтому, благоч. слушат., уважать враждебных нам лиц, питать к ним братское расположение, сострадать им при их погибели, молиться об их обращении к Богу, прощать им обиды, не иметь против них злобы, охотно помогать им в нуждах. Если они голодны – накормить их; испытывают жажду – дадим им напиться; делая это, мы собираем на главу их горящие уголья. Не будьте побеждены злом, говорится в слове Божием, но побеждайте зло добром. Прощение врагам есть признак души возвышенной и истинно христианской. Не христианские народы умели любить только любящих их и благодетельствовать тем, которые им благодетельствовали. Если и мы теперь будем так поступать, то ничем не отличим себя от язычников. Будем любить любовью христианской наших злоделателей, чрез это приближимся к Богу, уподобим себя Ему, который благ и милостив не только к добрым людям, но и злым.
Любимов Неофит, свящ. Уфимские епархиальные ведомости. 1895.