Проповеди на праздники:


Беседа на слова: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное, (Мф.4:17)

Так проповедовал на земле Сын Божий! Так начал Он проповеди свои и грешным чадам земли! И как действенна была тогда проповедь Его! Какую перемену, какое сильное движение произвела она в слушателях! Сам Он, свидетель верный, Сын Божий, говорит, «от дней Иоанна крестителя до ныне царствие небесное силою берется, и усильные искатели достают оное» (Мф.11:12).

Грешники наших времен! Проповедь Сына Божия звучит и в вашем слухе. Сколько раз вы слышите ее в храме! Сколько раз повторяют вам ее ваши духовные пастыри! Ужели и эта сильная проповедь оказывается без действия на вашу душу? Не потерялась ли сила её от времени? Быть не может, слово вечного Бога останется вечно сильным словом. Если же не сильно оно для вас, это может зависеть только от вас самих, от вашего невнимания к себе и слову Божию. Когда же конец невниманию вашему? Когда конец холодности к вашему опасному положению и к глаголу Творца вашего? Грешники! Вам говорит Сын Божий: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное. Страшно не слушать Сына Божия. Чего же Он ожидает от вас?

Если путник идет не по своей дороге и ему говорят о том, ему надобно прийти в себя, сообразить, какая дорога ведет к цели его и какою он идет? Покайтеся, внушается грешникам, перемените путь ваш. Итак, грешник должен прийти в себя, должен осмотреться, кто он таков, каким путем идет и куда должен идти? Казалось бы, не трудное дело видеть и знать, там ли мы идем, где должны идти, в чем жизнь наша не согласна с данными правилами, в каких отношениях душа уклонилась от воли Божией – вечного и непреложного закона для всего. Кто ближе к нам, чем мы сами? Как же не знать нам самих себя? Но от того-то далеко и уклонились мы от воли Божией, что не понимаем самих себя. То ли было бы, «если бы мы судили сами себя?» (1Кор.11:31). Теперь же не легко, трудно узнать себя. Столько лет проведено в забытьи о себе, в суетах и развлечении, в хлопотах непрерывных о всем, за исключением души своей? Как знать себя? Как не встретить затруднений при первом опыте самоиспытания? Вот чада мира являются к духовнику на исповедь – и не знают, что сказать им о себе? Они многое знают о том, что около их, но мало из того, что происходило в них самих; знают дела чужие, даже дела тех, которых никогда не видали, но не довольно знают свои дела, свои грехи; они знают считать деньги и взвешивать личные обиды, но не умеют они ни сочесть, ни взвесить своих беззаконий. Печальное состояние! Грешники! Худо вы видите себя, а видеть надобно. Что же остается вам делать? Прежде всего внимательно смотреть на себя. Отвратите взор ваш от суетного мира, соберите рассеянные суетою мысли, остановите, удержите их на одном – на самих себе, на своих грехах, ошибках, преступлениях. Пока мысли и сердце ваше заняты делами, вещами, впечатлениями земной жизни, нельзя вам рассмотреть самих себя. Теперь вы худо видите себя; но чем долее, чем внимательнее будете смотреть на себя в верное зерцало закона Божия, тем более, тем яснее будете видеть себя.

Входя в самих себя, прежде всего должны мы обозреть тяжкие грехи свои, но не с тем, чтобы оставить без внимания малые грехи. Чем опаснее, чем важнее грех; тем более должны мы бояться его, тем скорее должны освободиться от него. Грехи против Бога и Христа Господа без сомнения важнее, чем против ближних наших. Грехи против личного звания и состояния нашего строже взыщутся с нас на суде Божием, чем те, которыми оскорбляются обязанности общие для нас с другими. Грехи те, которые мы повторяем часто без угрызения совести, без тревоги в душе, опаснее для души, чем другие, так как показывают собою ослабление, духовной жизненности, духовное омертвение. Преобладающая страсть – самая опасная страсть, самый тяжкий грех, из неё, как из корня, возникают целые ряда грехов. Пересмотрите же внимательно, какие важные обязанности нарушены вами, отыщите, какой грех господствует в душе вашей, вызывая за собою многие другие грехи; рассмотрите действия привычных грехов на душу вашу. Суд Божий определяет награду и за малые добрые дела, например, за стакан холодной воды, поданной во имя Господа. Но он же потребует ответа и за малые грехи, например, за праздное слово. Глаголю вам, учит Спаситель, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф.12:36). Потому, испытывая совесть свою, должны мы осмотреть и все те проступки, которые казались малыми, тем более что может быть на деле иные из них окажутся не так малы, как мы думали, может быть, в общей сложности число их окажется так велико, что страшно нам станет за них.

Верный закону и совести судья входит с полным вниманием в дела преступника. Он не довольствуется общим признанием в преступлении, а силою закона вынуждает преступника изложить все подробности, все обстоятельства преступления, спрашивает о месте о времени, о участниках, о средствах, преступления, о всех обстоятельствах, которые дают более или менее веса преступлению. Поставим и мы душу свою пред зерцало совести и закона Божия, и с тем же вниманием разберем все обстоятельства преступных дел наших. Потребуем ответа у самих себя, где, когда, в каком виде учинен нами тот, или другой грех? Праздное слово в доме и праздное слово в храме – не одно и тоже. Насмешка над делом человеческим и насмешка над верою или словом Божиим – вещи розные. Невоздержание в простой день и невоздержание в пост, уставленный церковью – не одинаково важны. Ты сознаешься, что завидуешь ближнему. Разбери, какого вида твоя зависть? Печален ли ты только от того, что не имеешь блестящих его качеств и успехов? Или ты желаешь неприятной перемены в судьбе его? Или может быть ты делал опыты и тому, чтобы подорвать счастье его происками? Зависть первого рода не так тяжка, как зависть последняя. Совершен грех, тяжкий сам по себе; но, если он совершен в виду другого, им заразился другой. Рассмотри еще, не хвалился ли ты тем же пороком пред многими? Не рисовал ли соблазнительную картину греха пред другими, тогда как те заняты были благочестивыми мыслями и упражнениями? Если так, ты отравлял их мысли, чувства, воображение, душу. Чем обширнее влияние примера нашего на других, тем хуже для нас от наших грехов.

В сознании грехов наших должны мы быть вполне искренни. Горе глаголющим лукавое доброе и доброе лукавое (Ис.5:2). Какая надежда на исцеление души, когда она видит худые дела, но хочет дать им вид сносный, если не совсем приятный? Какая надежда на исцеление души, когда она не признает всей красоты добродетелей небесных и ставит в ряд с ними свои дела, очерненные намерениями преступными? Господи, не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех (Пс.140:4). От чего мы бываем неискренни в признании грехов своих от самолюбия, от того самолюбия, которое составляет постоянную вражду человека с Богом и, следовательно, есть самое страшное зло в нас. Самолюбию тяжело видеть безобразие наше. Потому оно выдумывает разные извинения грехам нашим. То указывает на слабость нашу, как будто святые не были такими же людьми, как и мы с тобою, брат мой. То увольняет нас от ответа за опущения и проступки, по множеству дел и заботь, тогда как назначено всему время, тогда как самая большая часть наших забот принята на себя только в угоду страстям. То ссылается в извинение наше на связи житейские, как будто не сами же вступили мы в эти связи, как будто держали нас в этих связях, как в цепях. Кающийся грешник! Ты стоишь пред Богом; он видит все движения души твоей. К чему же закричать грехи свои извинениями? Ты не скроешь их ничем от Всевидящего и только прибавишь к ним новый грех – лукавство самолюбия, враждебного Богу. Страшись самолюбия и дел его. Самолюбие любит покой и лень, и оно-то не хочет допустить нас до того, чтобы, выставляя грехи свои без всякого покрова, тревожились мы гнусностью их и ссорились с самими собою. О! Надобно много иметь внимания к себе, чтобы самолюбие не ослабляло в нас решимости на искренний суд о самих себе. Если ты оклеветал другого, не дозволяй самолюбию таить от себя и то, что к тому побудила тебя оскорбленная гордость или зависть к преимуществам другого. Не дозволяй самолюбию закрывать от тебя грехи, но строго отыскивай в душе причины грехов, выставляй их пред собою, как бы отвратительны они ни были. Надобно иметь мужество, чтобы поражать гордость свою нещадным раскрытием грехов. Не думайте, что вы слишком увеличите мрачность дел своих темными красками. Поверьте, самолюбие успеет скрыть от вас много черного в делах ваших, успеет бросить краски свои в ваше изображение дел и изменить вид их. Тяжело вам видеть себя в поносном виде? Не отстраняйте от души этой тяжести. Поверьте, самолюбие много облегчает тяжесть вашу. Зачем вам действовать за одно с врагом души своей? Искреннему покаянию нашему будут радоваться на небе и Отец небесный с светлым лицом встретит возвращающегося к Нему сына.

Господи! Посли помощь Твою вам для совершения полного и искреннего самоиспытания, в славу имени Твоего Святого.

Проповеди на праздники:

Наверх