Беседа на слова: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное
Для достойной исповеди необходимо, как видели вы, полное и искреннее признание грехов своих. Но все ли дело исповеди состоит в сознании греховности своей? Нет, не все, далеко не все. При сознании грехов необходимы еще сердечное сокрушение о грехах, соединенное с верою в Искупителя, и твердая решимость жить свято.
Необходимо сокрушение о грехах. Кто искренно и вполне сознает греховность свою, быть не может, чтобы не почувствовал тот скорби о грехах. Холодность, равнодушие к своему состоянию в грешнике означает, что он не сознает себя грешником, не видит своего положения. Иначе можно ли быть равнодушным при ясном взоре на опасное свое положение? Что такое грех? Преступление закона Божия, оскорбление величию Божию, Но, оскорбляя всеблагого Бога, нашего Творца и Промыслителя, нашего Спасителя и Утешителя, столько соделавшего для нашего вечного спасения, разве можем мы оставаться спокойны; не раскаянны? Что такое грех? Это яд души, это – разрушение высокого создания Божия, нет зла, нет несчастья, нет бедствия; которое было бы гибельнее греха. Что такое грех? Безобразен вид мертвеца, гораздо хуже душа грешная. Грех грабит нас, лишает даров Божиих, покрывает душу гнойными струнами, истомляет ее страстями, наполняет зловонием нечистот. О! блажен бдяй и блюдый ризы своя, да не наг ходит и узрят срамоту его (Откр.16:15). Чего ждем мы от грехов в будущем? Там – за гробом целая вечность мук ожидает грешника. И грешник не трепещет, и грешник не стонет, и грешник – покоен. О! Это – не в порядке природы, этому быть нельзя, пока жива душа. Будите душу свою, если спит она, – будите, пока не заснула сном мертвым. Доколе тело живо, оно чувствует каждое прикосновение стороннее, тем более удары, тем более раны. Точно также доколе жива душа, она должна чувствовать скорбь при потрясении её грехами, при нарушении её грехами, при нарушении её порядка беззакониями. Если же не чувствует того, страшно положение её. Вот почему Бог внемлет к слезам души о грехах своих. Душа, плачущая о грехах, еще не вышла из порядка богосозданной природы. Потому-то положение того, кто радуется о грехе, вы понимаете, кого разумею я, – совершенно безнадежно.
Что свидетельствует нам священное писание о тех, кто приносил истинное покаяние? Кающийся Давид, поражаемый наказаниями за грехи, вопиет: услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не промолчи, яко пресельник есмь аз у тебе и пришлец, якоже еси отцы мои. Ослаби мя, да почию (Пс.38:13–14). К чему призывал Бог иудеев, возвращая их от путей греха? Он говорил им: обратитеся ко Мне всем сердцем, в посте и в плачи, и в рыдании и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша (Иоил.2:12–13). Вспомните грешницу, как обливала она слезами ноги Спасителя и отирала власами главы своей (Лк.7:33). Вспомните, как Петр, поколебавшийся в твердости любви своей к Спасителю, исшед вон, плакася горько (Мф.26:75). Вспомните, как мытарь приносил покаянную свою молитву. Мытарь же, издалеча стоя не хотяше ни очию возвести на небо, но бияше перси своя глаголя, Боже милостив, буди мне грешнику (Лк.13:13). Так, братия мои, совершается искреннее покаяние. Не довольно говорить словами, грешен я; надобно, чтобы говорило это сердце, говорило стонами и вздохами, говорило полным самоунижением своим. Потому все похожее на возвышение себя пред другим, все похожее на вражду с братом не имеет места в кающейся душе; она полна скорби о своих грехах и не знает, кто мог бы обидеть ее, для которой самая жизнь – милость незаслуженная. Такое покаяние – верное врачевство душе. В этом уверяет нас своим словом ап. Павел. Печаль бо, яже по Бозе, говорит он, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор.7:10). т.е. печаль ради Бога производит неоплакиваемую перемену во спасение. И сам Господь говорит: за грех мало что опечалих его и видех, яко опечалися и пойде дряхл и исцелил пути его (Ис.57:17).
Скорбь христианина о грехе его должна быть соединена с верою. Покайтеся и веруйте во евангелие, так говорит Господь наш. Без веры евангельской, без веры христианской скорбь приведет ли ко спасению? Нет. Она может даже перейти в отчаяние, в ожесточение души, состояние самое пагубное. Без веры она – не оправдание нам. Что значит скорбь самая тяжкая пред тяжестью оскорбления, какое наносим мы грехами своими величию Божию? Все лучшее её ограничивается тем только, что она есть плод сознания грехов наших. А где же жертва, которую повинен принесть грешник оскорбленной правде и святости Божией? Так, други мои, не подвиги нашего покаяния доставляют нам прощение грехов, но та жертва, которая принесена на кресте Спасителем Господом Иисусом. Бесценная кровь Агнца Божия очищает нас от всякого греха. Без твердой надежды на заслуги Искупителя не ожидайте прощения себе, ни исцеления духовных немощей своих. Иже не имет веры, осужден будет (Мк.16:16). Так взирай, неуклонно взирай, кающийся христианин, на распятого Спасителя твоего. Пред Ним проливай слезы раскаяния о твоем невнимании к благодеяниям Отца небесного, о нечестии сердца твоего, блуждающего по распутиям греха, о том расстройстве души твоей, какое причинили грехи твои. При взоре на распятого Спасителя скорбь твоя о грехах глубже проникнет в сердце твое, а вместе она будет скорбью живительною для души. Скорбящая о грехах душа видит, кем пренебрегала она, исполняя желания страстей нечистых, Она пренебрегала Сыном Божиим, купившим ее кровью своею для дел святых; она не исполняла воли распятого Господа, она не внимала внушениям духа благодати. О! велика вина твоя, грешник, пред Спасителем твоим. Но Он и после того Спаситель твой. Цена крови Его, пролитой на кресте, простирается на все времена; на все века, на всех людей. Чадца, моя, говорит нам св. апостол Его, да не согрешаете, и аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника. Он очищение грехов наших и не наших только, а и всего мира (1Ин.2:1–2). И другой апостол учит: Сей, зане пребывает во веки, непрестанное имать священство. Темже и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них (Евр.7:24. 25). Итак, вот твой защитник пред правдою Отца небесного, кающаяся душа. Тяжки грехи твои, но есть Ходатай за тебя пред правдою Божией, есть Ходатай не только за наши с тобою грехи, но и за грехи целого мира. Молись и плачь пред крестом Его. При таком Ходатае, какого имеем мы, быть не может, чтобы слезные молитвы наши остались бесплодными. Вера в Искупителя, пробужденная скорбью о виновности души твоей, низведет на тебя благословение неба, отверстого заслугами Искупителя.
Господь Иисус, небесный врач души и тела, при встрече с больным иерусалимским, страдавшим 38 лет, прежде, нежели осенял его целебною силою, спросил, «хочешь ли быть здоровым?» Больной отвечал, «хочу, Господи» (Ин.5:6–7). И стал здоровым. Так, братия мои, и при исцелении больной души необходимо с нашей стороны твердое желание быть здоровыми по душе. Нужно беспристрастное рассмотрение дел наших, нужна скорбь о грехах, одушевленная верою. Но нужна также, необходимо нужна, и твердая решимость не грешить более. Если бы не было этой решимости в кающемся, это значило бы, что в нем нет ни искреннего убеждения в пагубе греха, ни искренней скорби о виновности своей. Одно с другим в связи необходимо. Грехи наши – страшные язвы наши, от которых хочет исцелиться кающийся грешник. Если не лжет он, то надобно, чтобы готов он был принять самые горькие лекарства, согласен был даже на отсечение члена; он должен решиться прервать все связи с грехом, чего бы то не стоило ему. Спаситель сказать, Никтоже, возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствие Божие (Лк.9:62). По отношению к кающемуся это не означает того, что будто он, при всей немощи природы, в последствии не может подвергаться ошибкам; а то, что во время раскаяния необходимо должно быть в нем твердое желание не повторять прежних грехов. Если мы в тоже время, как обращаемся к Богу, озираемся душою на идолов сердца нашего; если во время раскаяния в нас чувствуется не охота, не искренняя решимость расстаться с преступными привязанностями души, с обольстительными приманками греха, положение наше худо, мы не на пути к царствию Божию, в нас нет искреннего раскаяния. Если грехи наши – предмет правильного гнева Божия, то желая примириться с Богом должны мы отречься от них со всею твердостью, как бы они ни были приятны нам. Что сказали бы вы о виновном сыне, когда бы он, в виде раскаивающегося, говорил отцу, «я жестоко оскорбил тебя, родитель, но огорчение; нанесенное тебе так приятно заняло меня, что не отказываюсь и вперед причинять тебе неприятности?» Не правда ли, что это была бы дерзость, а не сознание в вине? Как же ты, грешник, являясь с раскаянием пред Богом, можешь говорить, «я не могу, я не думаю расстаться с грехами?» Не то же ли это значит, как сказал бы ты, «виновен я пред Тобою. Отец небесный, много оскорблял я Тебя делами своими, но не прочь я от того, чтобы и вперед оскорблять Тебя, так как это доставит мне приятное развлечение; а мне жаль расстаться с приятным». Бойся душа моя, суда Божия! Жена Лотова за то, что озрелась на города, обреченные погибели, превращена в столп соленый. – Посмотрите, други мои, как каялся Закхей, наживший богатство не без греха. Господи, говорил он: се пол имения моего дам нищим и аще кто чим обидех, возвращу четверицею (Лк.19:18). Вот твердая решимость жить для Бога, а не для греха! Так необходимо, чтобы в глубине кающейся души раздавался голос, хочу я, Господи, здрав быти, хочу сбросить с себя греховное рабство, в каком был доселе; отвращаюсь дел тьмы и разврата; хочу быть хотя бы в числе последних рабов Твоих, но Тебе служить; готов переносить лишения и скорби, только бы не быть в дали от Тебя, надежда и Владыко мой! Подай мне, Боже мой, силу побеждать искушения греха и хранить святые заповеди Твои. Такою твердою решимостью заключается дело обращения от греха к Богу и должна начаться новая благодатная жизнь.
Отче небесный! Да приидет Царствие Твое. Аминь.