Проповеди на праздники:


Беседа на слова: обратитеся от пути вашего злаго

Рцы им, обращением обратитеся от

пути вашего злаго, и Вскую умираете доме

Израилев? (Иез.33:11).

Изумительное упорство в человеке-грешнике. О его счастье, о его участи вечной заботятся; ему говорят, остановись, – ты идешь к погибели. И он, не слушая, идет путем прежним. Кого же не слушает, кого оставляет он без внимания своего? Господа неба и земли. Солнцу повелел Господь совершать путь свой, и оно в точности выполняет волю Его. Тысячи светил небесных, не уклоняясь совершают течение, назначенное волею Владыки своего. И бурные моря не смеют выступить из пределов, положенных изволением творческим. Духи бесплотные, сильные умом и волею, покорно служат Господу своему, и в исполнение воли Его служат даже нам грешным (Евр.1:14). Грешникам говорит Господь: обратитеся от пути вашего злаго. И грешники не слушают. О! грешники! придите в себя, подумайте, кому вы противитесь? Положение ваше еще более окажется страшным, непослушание ваше еще более представится преступным, когда размыслите, с какою любовью зовет вас Отец небесный к спасению вашему. В каких видах является зовущий глас Его к вам!

Если бы грешник не развлекался так часто и так много суетами мира, если бы волнение страстей не занимало так часто и так много деятельности души его, как часто он слышал бы в душе своей глас Божий, зовущий его к лучшей жизни. Но и при всем шуме сует и страстей не слышится ли по временам его глас, обличающий нечестия путей его? Что значит эта пустота, которую ощущает он в себе, пресыщенный благами мира? Что значит это томление души, это недовольство её ни собой, ни всеми, что за час перед тем так утешало ее? Ах! Души, назначенной для жизни вечной, нельзя напитать прахом и гнилью земля; после часов преступной забывчивости она сама вопиет грешнику, «не здесь мой покой, не здесь жизнь моя, – чем более расширяют для меня область произволений, кажущихся и легкими, и веселыми, тем более удаляется от меня дорогая отчизна моя, страшно мне в чарующем шуме грехов». Грешник! Если ты спешишь заглушать в себе этот беспокойный голос души шумом страстей и волнениями суеты, ты согрешаешь тяжко. Берегись. Голос души твоей, как запечатленной подобием Бога твоего, выражает тебе голос неба, который ты тем более должен уважать, что, заглушив его, ты останешься с именем человека, без истинного достоинства человеческого. Что разум твой, если не видит он самого великого? Что разумного в жизни твоей, если вся она служение страстям и суете? Не то же ли душа твоя, что душа бессловесная, если питается она только землею? Так, пока есть еще жизнь в душе твоей, не может она не вопиять тебе, обратись к Господу твоему – и не свое говорит она тебе, она говорит от имени Бога своего, создавшего ее Себе ради.

Небеса поведают славу Божию и о делах рук Его вещает твердь; миры далекие прославляют могущество Его; мириады звезд возвещают Его славу и мудрость дивную. Шествие светил по определенным путям говорит о могуществе и мудрости Творца их и этот голос повторяется в отдаленнейших краях. Песни миров, с шумом стремятся, как волны. День дни переливает слово и ночь ночи передает знание. Нет языка и наречия, на котором бы не слышан был голос их, на котором бы нельзя было понять их проповеди (Пс.18:2–4). Как не соединиться тебе, человек, с хвалами чтобы славить дела великого Творца? «Господи Боже! когда взираю на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые ты поставил, что значит человек, что Ты помнишь Его?» (Пс.8:4–5). О Боже мой! сколько преступна гордость моя! От чего страдает прекрасная природа – дивное создание рук Твоих? От чего вздохи её, слышные в землетрясениях, громах и бурях опустошительных? Ах! это грозное обличение заблуждениям человека. Его неверность Творцу своему произвела беспорядки в природе; человек – владыка её, покорившись суете, покорил тому же и подчиненную ему тварь. В скорбных страданиях тварь ожидает свободы своей и жалуется Творцу на человека, жалуется тем более, что человек продолжает неутомимо работать суете, умножая её страдания (Рим.8:21–22). О! век много попечительный! ты хвалиться своими изобретениями. Но заставляя так много, как не бывало прежде, служить тварь изменчивым прихотям страстей человеческих, не должен ли ты горько плакать над изобретениями твоими?

Посецы ю, Вскую и землю упражняет? (Лк.12:7). Так говорит хозяин садовнику о бесплодной смоковнице. Братия! жизнь наша так полна благодеяний Божиих. Все, чем живем мы, все, чем наслаждаемся – пища, питье, одежда, дом, свет дня, покой ночи, богатство, известность, – все Его. О нем живем, движемся и есмы (Деян.17:28). Не вызывают ли нас дары благости небесной быть признательными к ней? Как нам не помнить сего звания, когда и вол знает стяжавшего его и осел ясли господина своего? Кто пользуется удобствами жизни, без всякой мысли о благодетеле своем, кто употребляет дары Его вовсе не по Его намерениям, не подобен ли тот смоковнице, о которой было сказано, Посецы ю, Вскую и землю упражняет? Каждое благодеяние Божие – Божия проповедь вам о близости к нам, Бога, Бога благого ко добрым чадам своим, но гневного к чадам дерзким преслушным. И не слышим ли мы гневный глас Божий в неприятных переменах жизни нашей? Болезни, потери, смерть близких нам, огорчения по службе и дому улики грехам нашим, призыв к покаянию и смирению. Богач неожиданно лишается богатства своего, которое было. кумиром сердца его; другой подвергается бесчестью, тогда как, для возвышения своего пред другими, забывал многое священное; неумолимая смерть лишает третьего супруги и детей, для которых он не подвил о небесной родине своей. Что все это, как не признание забывчивых грешников к самоиспытанию? Когда утехи людей покрывают мглою своею целые области земные, когда нечестия и беззакония становятся господствующими правилами для целых стран, целые города и царства неожиданно испытывают страшные потрясения войны губительной, голода и мора. Что это, как не суды гневного Бога над народами, забывшими Его? Что это, как не гром Божий, которым будят неразумных, заснувших под обаянием грехов? И если он слышен даже и в отдаления, как оставаться нам беззаботными, как не сокрушаться о грехах наших?

Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый Отцом во пророцех, в последок дний сих глагола нам о Сыне (Евр.1:1). Итак, каждый из пророков есть живой глагол Божий, каждый из праведников древнего времени есть орган Господний. Представьте же, сколько слышите вы гласов Божиих, начиная с Адама и до Христа! О! неистощимая благость Божия! когда грешники переставали оскорблять ее своим невниманием, когда не оказывали пренебрежения к небесному Владыке своему? А благость небесная, никогда не умолкая, говорит им, грешники! обратитесь с путей погибели на путь спасения. Применяясь к свойствам и духу времен, она пременяет глас свой, говорить многообразно, но мысли и требования её одни и те же, одного ожидает она от грешников – обращения их. Сам Сын Божий, сошедший с неба, возвестил им, покайтеся, приближися бо царствие небесное! Если глаголы Божии, раздающиеся в душе человека и в природе видимой не всегда внятны бывают для грешника, котя и по вине самого грешника, то в св. писании со всею ясностью и полнотой открыта воля Божия о грешнике. После такого внятного звания Божия, каково звание откровения Божия, грешник не покорный безответен. Особенно же звание новозаветного откровения, где столько любви и света небесного для грешника, с какою совестью может быть оставляемо без внимания? И сие ведяще время, поучает св. апостол, яко час уже нам от сна востати, ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. Яко во дни благообразно да ходим, не козлоглосовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистью, но облецытеся Господом нашим Иисусом Христом и плоти угодия не творите в похоти (Рим.13:11, 14).

Братия! слышите ли? Нас ищут, нас зовут, к нам льется с разных сторон глас милосердия Отца небесного: обратитеся ко мне и обращусь к вам (Мал.3:7). Долго ли нам не слушать? Долго ли испытывать терпение Божие? Не всегда же нас звать будут. Нельзя быть тому, чтобы непокорность наша осталась ненаказанною. Премудрость вечная говорит: понеже звах и не послушасте и простирав словеса и невнимасте, но отметасте мои советы и моим обличением невнимасте, убо и Аз вашей погибели посмеюся, порадуюся же, егда приидет вам пагуба (Притч.1:24:26). Да не будет того с нами, братия!

Проповеди на праздники:

Наверх