Проповеди на праздники:


Беседа на слова: обращением обратитися от пути вашего злого

Обращением обратитися от пути

вашего злого. И Вскую умираете доме Израилев?

Если Господь спрашивает грешников, почему они лучше желают умереть, нежели обратиться в Богу своему, то это означает, что основательных причин тому нет и быть не может, а каковы те причины, которыми увлекаются грешники, предоставляя судить здравому смыслу человеческому.

Что же это за причины, которые выставляют грешники в оправдание того, что не обращаются они к Господу?

«Мы люди слабые, говорят грешники, обращение наше зависит не от нас, а от силы Божией».

Нет, если грешникам Бог говорит, обращением обратитеся, то это значит, что обращение их зависит и от них самих. Невозможного Он не требует. Правда, грех испортил природу человеческую, так что сама по себе она не в состояния. побить и творить чистое добро; ей необходима помощь благодати. Но повреждение природы наследственным грехом не до того простирается, чтобы в ней не осталось никакой приемлемости для добра, чтобы она вовсе была неспособна ни в чему доброму. Апостол Павел говорит о язычниках, что они, не имея откровенного закона, по естеству творят сообразное с законом, и что разумное Божие яве есть в них; Бог бо явил есть им (Рим.1:18, 2:22). Пусть же грешники употребляют оставшиеся в них силы для добра, а не ждут в преступной праздности наития силы Божией. Пусть вступают в подвиг покаяния. За помощью благодати дело не станет. Господь благий и милостивый, как видели мы, клятвою уверяет, что Он готов подать все нужное для оживления грешника! Братия мои! Страшно подумать, сколько зла внесло с собою в христианский мир лжеучение не званных преобразователей веры о решительной неспособности человека к добру. Люди и без того не любят подвигов христианской жизни, но их леность хотели возвести на степень правды. «Спите и почивайте, говорят, под сенью благодати, живите, как живется». Нет, грешники, не клевещите на благодать. Она готова подать вам все нужное для душевного спасения; но она не может спасти вас без вас самих. Приближьтеся к Богу, и Он приблизится к вам. Делаете ли вы что-нибудь для приближения души к Богу? Сказано, просите и приимете, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Всяк просяй приемлет, ищай обретает и толкущему отверзется (Мф.7:7–8). Видите, не дозволяется спать и ждать беспечно наития силы высшей, а повелевается просить, искать, толкать в дверь милосердия. Если бы вы искренно сознавали слабость свою, если бы искренно и глубоко чувствовали нужду в помощи небесной, то вы слезно просили бы о помощи, и она была бы подана вам. Но когда в вас нет ни искреннего сознания немощи, ни искренней молитвы; когда сердца ваши, по выражению св. апостола, – облака безводные (Иуд.1:12), кто виновен в том, что вы тлеете в грехах? Нет, ваша неспособность к обращению есть не более, как нежелание оставить пути греха, которое не извиняет, а увеличивает виновность вашу пред Богом.

«Мы люди слабые, а подвиг спасения тяжел», говорят грешники.

Правда, мы слабы, но всесильна благодать Божия, всегда готовая для нас. При содействии благодати немощь природы не препятствует не только начинать дело спасения, но и достигать самых высоких степеней совершенства. Святые Божии были подобные нам люди. Самые первые из апостолов были с слабостями, как и прочие, Петр отрекался от Христа, Павел гнал церковь Божию. Аще речем, яко греха не имамы, говорит Иоанн, себе прельщаем и истины несть в нас (1Ин.1:8). И однако, каких высоких степеней совершенства духовного достигли они! Чего не перенесли святые Божии для Христа Иисуса, для святой воли Божией! Они жертвовали покоем и здоровьем, терпели бесчестие и потерю имуществ, страдания душевные и телесные. Грешники! Посмотрите вокруг себя, и вы среди вас найдете людей, которые, как в вы, облечены немощами плоти, но с помощью благодати, подвизаются для добра, не лгут и не обманывают, не жадны до денег и равнодушны к известности мирской, обиженные переносят терпеливо обиду и твердо хранят чистоту души. Отчего вы не таковы? Вы слабы? Нет, вы не слабы. Сколько трудов переносите вы для выполнения грешных желаний своих! Для иного тяжело пробыть два, три часа в храме на молитве; а не тяжело провести ночь в шумном веселии. Каким тревогам, каким мукам подвергаются искатели честей и славы! На то, чтобы удерживать в себе порывы гнева, волнение нечистоты, не достает ни ума, ни воли, а в делах греха хитры, решительны и упорны. Если просят пожертвования храму, или бедному, то оказываются недовольно достаточными; а для роскоши в одежде, пище, в доме – нет недостатка. Каким изнурительным трудам подвергает себя, кто хочет богатеть более и более! Ах! Если бы для благоугождения Господу подвергались таким же трудам, каким подвергают себя в угоду страстям; то какой высоты совершенства духовного достигли бы!

«Требования евангелия слишком высоки, повторяют, и несоразмерны с силами».

Но разве Бог не знает ни меры силам нашим, ни веса требованиям Своим? Разве Он – ум бесконечный, имеет нужду поверять дела свои по замечаниям умов блуждающих? Грешники! Вам мало вашей непокорности к Богу, – вы еще не доверяете Ему, столько щедрому в дарах своих. «Требования несоразмерны с силами?» Где же свет самый чистый для ума нашего, если не в евангелии? Где все лучшие, все самые высокие потребности бессмертного духа находят себе пищу и покой, если не в законе Христовом? Не оживляет ли, не возвышает ли всей природы нашей евангелие Христово? В христианстве – закон духовный, обнимающий все случаи жизни и побуждения к выполнению его разнообразны и сильны. Вся нам божественные силы, яже к животу и благочестью, подана, говорит св. апостол. (2Пет.1:3). Чтобы узнать, трудно ли служить господину, надобно испытать службу или спросить о ней у тех, которые знают ее по опыту. А из тех, которые отказались от мира и от страстей своих, посвятили себя благочестью и ведут жизнь христианскую, из тех каждый скажет с апостолом, заповеди тяжки не суть (1Ин.5:3). Каждый скажет, иго Господа благо и бремя Его легко есть (Мф.11:30). Все лучшие в христианстве показали это и делами. Они радовались в страданиях (Кол.1:21); «находили удовольствие в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа» (2Кор.12:10). Кто ны разлучит от любви Божия, говорит св. ап. Павел, – скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или меч? Во всех препобеждаем за возлюбльшего ны (Рим.8:35–37). Вся могу о укрепляющем мя – Иисусе Христе (Флп.4:13).

Пусть же грешники не клевещут на человеческую природу, будто неспособную понимать и выполнять высокие требования христианства. Павлы и Иоанны оправдали примером своим, пред целым миром, и природу человеческую, и закон евангельский. Если только грешники не выполняют евангелия; пусть о себе и говорят они, пусть в себе и ищут причины тому, пусть себя и винят. О! если бы грешники вошли в самих себя, с каким благоговением пали бы они пред евангелием Христовым!

«Мы живем порядочно, говорят другие; не берем чужого, выполняем требования властей, наблюдаем приличие во всем. Чего ж еще? За что осуждают нас?»

Но, друзья мои, наружное приличие жизни еще не есть христианство; оно не есть еще и полная нравственная жизнь. Добрая нравственность должна обнимать занятия и действия духовных сил. И добрые язычники сознавали, что иное дело – гражданская честность, другое – верность внутреннему закону. И они не довольствовались тем, чтобы быть добрыми гражданами, а желали быть в мире и со своею совестью. Христианин должен стоять выше язычника. Понятия его выше, чище и обширнее мыслей язычника, убеждения его в духовности нравственного закона тверды и ограждены от всех сомнений. Ему сказано, что каждая мысль его, каждое движение сердца, каждое наклонение воли должны быть служением Богу духов и разумов. Как ему увольнять себя от такого служения, когда и Дух Божий благоволит осенят дух его и содействовать, духовному служению его? Как ограничивать себя внешним приличием жизни, когда крепкий Дух благодати готов весть дух его от совершенства к совершенству, до полного образа небесной красоты Христовой? О! Если ты грешник доволен собою тогда, как живешь не лучше порядочного язычника, то это оттого, что так же худо ведешь себя, как и слабый язычник. Иначе ты ужаснулся бы твоей нищеты духовной, затрепетал бы пред виновностью и из глубины души воззвал бы, Господи! И слеп я и беден, и нищ, и наг (Откр.3:17); подай мне помощь милосердия Твоего! Други мои! С фарисейскою праведностью нельзя войти в рай. Злоба, зависть, ненависть, гордость, блуд не перестают быть великими грехами от того, что совершаются не на виду людей; лучше было бы для нас, грешники, если бы видели их люди и подвергали вас заслуженным неприятностям. Ни гордость, прикрытая смелым видом откровенности, ни осуждение ближнего, закрытое ревностью к славе Божией, ни честолюбие, под видом благородства душевного, ни скупость, под защитою бережливости, ни расточительность, под маской щедрости, не укрывают своей гнусности пред Богом, как скрывают от людей. Вы успокаиваетесь тем, что замечаете за собою только грехи малые. Но прежде всего надобно помнить, что и тогда, как чистая совесть не зазирает нас в грехе, есть Бог, Который более видит, нежели совесть наша. Затем, что такое малые грехи ваши? За каждое праздное слово придется давать ответ на суде Божием. Малость ли это для нас? Всякий грех против Бога велик, как оскорбление великой святости Божией. Всякий грех велик, когда не обращают на него внимания; даже тем грех опаснее, чем он неприметнее. Невелика искра, но пропущенная мимо глаз небрежностью, превращает целый город в пепел. Миллионы песчинок – гора.

А сочтете ли вы число малых грехов ваших! Истинно раскаявшийся сказал о себе, «умножишася беззакония моя паче песка морского». Подумайте же и согласитесь, что легкие грехи ваши, неоплаканные покаянием, легко могут увлечь вас в ад.

Есть и такие, которые говорят, «в свете так много путей, так много вер, что не знаем чего держаться; покойнее всего идти путем, на какой попал кто». Эти люди равнодушные, которые если не всегда говорят прямо, то думают, что для них все равно, как ни веровать в Бога.

О! да избавит Господь каждого из нас от этой страшной нравственной болезни! В ней столько же нечестия, сколько помрачения душевного; столько же оскорбления всему святому, сколько и обиды уму.

Путник жизни! Если здравый смысл покажет тебе, что путь, которым шел ты доселе – путь недобрый; ужели ты будешь и далее идти тем же путем, от того только, что попал на него случайно? Если бы ты, возвращаясь из чужой стороны в страну родную, заметил и уверился, что дорога, по которой ты идешь, не доведет тебя до милой родины, и ты попал на нее по жалкой ошибке, или заведенный другими, как бы поступил ты? Тебе встретилось на дороге несколько перекрестных дорог, что тебе делать надобно? ужели идти, куда попало? «Как можно, говоришь ты, надобно остановиться и подумать, и если по всем соображениям откроется, что только одна дорога ведет до цели, а прочие ведут в чужие края; то надобно избрать ту, которая ведет к цели». Если же ты уважаешь здравый смысл, в случаях земной жизни, как же ты не хочешь быть рассудительным в деле крайней важности, от которого зависит участь вечная, при встрече с разными верами? Ты не знаешь, чего держаться? Отчего такой мрак в мыслях твоих? От недоверия к смыслу человеческому? Это обидно для ума твоего, тем более что ты очень уважаешь ум твой, и, следовательно, оскорбляешь его противоречием себе самому. Подумай, в каком ты положении? Что ты делаешь с собою, освещая мысль о безразличии вер? Ты оскорбляешь в себе природу человеческую. Ты требуешь от неё, чтобы для неё было все равно – истина и ложь, произвол страстей и святая воля Божия, путь жизни и путь погибели. Берегись оскорблять душу, созданную Богом, она создана для того, чтобы искать истину и любить добро.

Для Бога – ума беспредельного, для Него – благости вечной не все равно, идешь ли ты путем спасения, или путем лжи и заблуждения. Не послал ли Он Сына Своего на землю возвестить людям волю Свою и показать путь на небо? Не послал ли Сын Божий избранных учеников проповедовать евангелие Его всей вселенной? Не учредил ли Он на земле церкви своей в столп и утверждение истины? Ты указываешь на множество вер? Но что такое многие веры, после той веры, которую открыл сам Бог? Мнения человеческие, составленные произволами людей, мнения более или менее ложные, более или менее вредные душе, как плоды людских произволов. Вера истинная и спасительная может быть одна, потому что истина всегда верна себе самой. Вера истинная и спасительная не может быть несогласною с тою, которую открыл сам Бог, так как Бог всегда верен себе самому. Еще при апостолах были люди, которых самолюбие заставляло вводить в церковь свои мнения, или что тоже, свои веры. Но что сказал апостол? Он сказал раз навсегда: аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал.1:8). Видите, как грозен суд на отступников от единой, свыше открытой веры!

Господи – Господи! открой очи наши, да разумеем чудеса закона Твоего.

Проповеди на праздники:

Наверх