Проповеди на праздники:


Беседа на слова: не хощу смерти грешника

Рцы им, живу Аз, глаголет Адонаи

Господь, не хощу смерти грешника, но

еже обратитися нечестивому от пути своего

и живу быти, обращением обратитися от пути

вашего злаго и Вскую умираете, доме израилев? (Иез.33:11).

Как упорен грех в человеке! Когда говорят грешнику: обратись, или ты погибнешь, и грешник начинает чувствовать пагубу греха. Но грех, отстаивая себе место в душе грешника, говорит грешнику, вящшая вина твоя еже оставитися (Быт.9:13), ты слишком много грешил, чтобы быть прощенным, остается тебе жить, как живется. В другой раз грешник, отягченный горькими последствиями грехов своих, жалуется на свою участь, тайно обвиняя в ней Бога, а сам идет по-прежнему путем греха; «все кончено для меня, говорит он, Бог оставил меня, несчастья, плата за грехи мои, выше сил моих». Осмотрись, грешник! Кто желает твоей погибели? Осмотрись, и ты увидишь, что Бог одного желает для тебя, чтобы ты был жив, желает одного спасения тебе.

Что значит, что ты еще живешь на земле? Грехи твои не осудили ли тебя давно на погибель? Совесть твоя не говорит ли тебе, что по множеству нечестий сердца твоего, по множеству тайных и явных грехов твоих, ты бремя земле. И, однако, ты наслаждаешься дарами жизни земной. Когда увлекался ты гордостью до безумия, тщеславием до потери смысла, гневом и яростью до неистовства, осквернялся нечистотами плоти до потери сознания, сколько раз Господь Бог мог поразить тебя среди нечестий твоих? И ты еще жив. Когда ты, ослепленный страстями, не только сам не видал безобразия своего, но не доволен был и укорами дружбы, с гневом защищал в себе дела тьмы и касался хулою святых истин, чего стоило правосудному в мгновение представить тебя на суд свой с хулами на устах, с борьбой против правды в сердце твоем? Но ты еще жив. Эту плоть грешную, которую ты так нежишь, оскорбляя Бога твоего, этот состав гнилости, пред которым ты так унижаешь бессмертную душу твою, праведный гнев Его не мог ли давно отдать в пищу червям или зверям хищным? Не менее ли значит для всемощного низвергнуть тебя с земли в ад, нежели тебе сдвинуть пылинку? Как легко Он может связать язык нечестивого хулителя, усмирить самого дерзкого из врагов своих! Один посланный Им истреблял тысячи грешников. Так, если ты еще жив, грешник, если на тебя, как и на праведников, льются лучи жизни и наравне с ними ты пользуешься столькими дарами земными и небесными, духовными вещественными, как дерзаешь ты думать, что Бог оставил тебя? Как дерзаешь ты не признавать над собою благости Его? Как дозволяешь себе быть неблагодарным пред твоим Отцом небесным?

Рцы им, живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти. Народ Израильский, долго оскорблявший Бога своего то повременным служением идолам, то разными другими преступлениями, наконец предан за нечестие свое жестоким казням. Под гнетом бедствий он чувствует наконец виновность свою, сознает, что он под гневом Божиим за грехи свои, но, не расставаясь с грехами, досадует на тяжелую участь свою; ропщет на то, что нельзя ему оставаться по-прежнему с грехами без того, чтобы не терпеть бед. Прелести наша, говорят отступники, и беззакония наша в нас суть, лежат на нас, как бремя, и мы в них таем и како нам живым быти? (Иез.33:10). На эти-то слова отвечает Господь. О! Благость непостижимая! Она попускает грешникам досадовать на участь свою, в которой они сами виновны, высказывать ропот на Господа своего, как будто немилостивого к ним. Мало и того. Она препирается с упорными грешниками; старается победить упорство их клятвою. Клятвою уверяет грешников, что не хочет погибели их и желает им только добра. Прочь мрачное уныние, мятежное против Бога, покорное одному греху! Между людьми всякому спору полагает конец клятва. Клятва Божия должна положить конец и всем сомнениям грешника о себе, если только не хочет он быть с сомнениями сатаны. Бог верен в своем слове. Если Он сказал, что желает одного спасения грешнику, готов не только простить грешника, но и подать ему все нужное для лучшей жизни, слово Его свято. Он строго запретил людям клясться в делах неважных. И потому, если Сам клянется, что не желает смерти грешника, очевидно дело спасения грешников – дело важное в очах Его. И как часто открывал Он такую волю свою о грешнике! Бог наш, Бог спасений наших, Бог, еже спасати (Пс.67:20–21). Да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконный советы своя и обратится ко Господу, и помилован будет, яко по премногу оставит грехи ваша (Ис.55:7). Беззаконник, аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди моя, – жизнию поживет и не умрет, вся согрешения его, елика сотворил, не помянутся ему и в правде своей, юже сотворил, жив будет (Иез.18:21–22). Вот воля Его, объявленная чрез пророков! И не оправдана ли она опытами? Пред нами примеры помилованных грешников – Давид, Ахаав, Манассия. Ахаав, столько творивший зла пред Богом, как никто из современников. Манассия, наполнявший весь Иерусалим беззаконием.

Для чего Сын Божий нисходил на землю? Для чего вечную славу Сына Божия скрывал Он в уничиженном образе раба? Для чего смиренное естество человеческое принял в состав ипостаси божественной? Прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшего (Лк.19:10). Не приидох призвати праведные, но грешники на покаяние, так говорил сам Он, вечная и всегда верная себе истина. И какою любовью к грешникам дышали все поступки и слова Его! В каких ясных, в каких поразительных образах представляет Он нам благость Божию, готовую принять кающегося грешника. Вот преступный сын расточает имение родительское на стране далекой; но едва решается возвратиться к отцу, отец сам встречает его, обнимает его и говорит, скорее – новые одежды, скорее заколите тельца упитанного, сын мой, считавшийся потерянным, нашелся, будем веселиться. Вот пастырь оставляет стадо и идет искать одну заблудшую овцу, найдя возлагает ее себе на рамена и несет в стадо. О любви Отца небесного к грешникам проповедовал Учитель небесный и сам жил и умер любовью к ним. Он, который будучи Сыном Божиим, носит все глаголом силы своей, не имел, где главы приклонити, переносил голод и зной, жажду и утомление. Судия живых и мертвых стоял как агнец пред судиями самыми несправедливыми, выслушивал их насмешки и оскорбления, терпел заушения и раны, оплевания и биения. Начальник жизни, истерзанный страданиями, умер позорною смертью, на кресте. Для чего все это? Не для того ли, чтобы примирить правосудие Отца небесного с виновным человечеством? Кто же может после того заграждать людям вход в царствие Божие? Тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16). Сын Божий, говорит св. апостол, в звании первосвященника со своею собственною кровью вошел единожды в святилище небесное и приобрел вечное искупление, Он – первосвященник, искупитель для всех времен (Евр.9:12). Пусть смущенная совесть грешника не говорит того, что оправдание Сына Божия не относится к такому грешнику, каков он, оно принадлежит избранным, достойным того по жизни. Правда. Сын Божий пострадал за нас не для того, чтобы беспечно жили мы во грехах; но посланники Божии учат нас, что кто бы ни грешил и какими грехами ни отягчил бы свою совесть, цена заслуг Сына Божия – беспредельна, не ограничивается ни лицом, ни временем. Чадца мои, пишет апостол Иоанн, сия пишу вам, да не согрешаете, и аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника. И той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и всего мира (Ин.2:1. 2). Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха (Ин.1:7). Ап. Павел поучает: благовествование Христова сила Божия есте во спасение всякому верующему (Рим.1:16). И не сам ли Сын Божий установил навсегда в церкви своей власть прощать и не прощать грехи? Не по Его ли воле каждому кающемуся у алтаря Господня отпущаются грехи? Не по Его ли воле учители веры всенародно и на едине показывают грешникам, что нужно для того, чтобы получить разрешение духовное? «Обитающие на земле, учит св. Златоуст, допущены управлять тем, что на небе, получили такую власть, какой не дано ни ангелам, ни архангелам. Ибо тем не сказано, елика аще свяжете на земли будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех. Что священники делают долу, то Бог определяет горе, и Господь утверждает мнение рабов своих» (О священстве, слово III).

Итак, кто бы и каков бы ни был грешник, двери милосердия небесного открыты для него. Как бы глубоко ни пал человек, как бы ни были тяжки грехи его, как бы ни было велико число их, Бог желает спасения его, потому что благ, и может спасти, потому что всемогущ. Это несомненно, особенно для тебя, христианин, пред взорами которого преднаписан распятый за грехи людей Сын Божий.

Подумайте, же, грешники, кому приятно видеть вас грешниками? Кто желает погибели вашей? Бог не желает того. Это верно, как святая правда. Все, кто только любит Бога, по Его примеру, также желают вам всего лучшего. Кто же желает погибели вашей? Отец лжи и нечестия без сомнения рад вашей погибели, он исконный враг наш и Божий; любя одно зло, он употребляет все меры, чтобы завлечь людей в грех и обманутых весть от преступления к преступлению до погибельной нераскаянности. К чему же нам тешить собой диавола? Есть и еще, бедная душа моя. опасный враг твой, который строит тебе погибель – это испорченная грехом природа твоя, именуемая в писании плотью. Плоть непрестанно воюет с духом, и воюет весьма хитро. Она любит нежиться, жить просторно и весело; любит похвалы и почести. И очень не любит ни трудов, ни подвигов; не любит ни поста, ни покаяния, ни молитвы, ни смирения. Дивно ли, что, не желая ни трудиться, ни каяться, она внушает тебе клеветы на Бога твоего, будто слишком строгого к себе, будто неготового ни прощать тебя, ни подавать помощи? Зачем же слушать врагов наших, ищущих погибели нашей?

О! скорее припадем к Богу благому и милостивому. Прольем пред Ним скорбь нашу о ранах души нашей. Он подаст благодать, оживляющую все омертвелое в нас. Он – жизнь для всего.

Проповеди на праздники:

Наверх