Проповеди на праздники:


Беседа на слова: и Вскую умираете, доме Израилев? Время перестать быть врагами себе самим.

Не жалуйтесь, друзья мои, что и еще повторяю вопрос, предложенный Господом грешникам. Не хотел бы, но хотят того грешники. Они еще думают продолжать прение с Господом. Они еще хотят оправдать себя пред Ним. У них еще есть ответы в извинение своей непокорности пред Ним. Что ж это за оправдания новые? Лучше ли они прочих?

«Как, говорят, совместить заботу о спасении души с делами звания? Когда нам заниматься молитвою или благочестием? Хлопоты по службе, по дому, по торговле занимают собою все время. И сколько грехов влекут за собою эти хлопоты?»

Друзья мои! По воле Господа обязанности христианина не отдельны от обязанности гражданина и члена семьи. Их отделяет сам человек, занимаясь не в порядке, не по мере делами, не совсем важными, или и пустыми, и забывая самое важное дело – служение Богу. Всякое звание само по себе заставляет нас только трудиться, а не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать. Всякое звание само по себе почтенно, и заключает в себе побуждения быть благочестивым и святым. Без Твоего благословения, Боже мой, напрасно трудятся зиждущии, как бы кто не устроял свое счастье; а Твое благословение почивает только на боящихся Тебя. Души слабые боятся и бедности, и голода, которых еще и нет; теряют дух и пред незримыми бедами и допускают до себя толпы грехов. Но и против видимых бед сказано нам, «если прежде всего будете искать небесное царствие, все прочее устроится для вас само собою» (Мф.6:33). Грех друг ли счастья нашего? Деньги, нажитые ложью, обманом, кражею еще не вносили с собой ни в один дом прочного благосостояния. Жалуются на нужды жизни, – что это за нужды? Будьте искренни, друзья мои. У вас нужды составлены желаниями страстей алчных, жаждою корысти или чести, или пустых удовольствий. Осмотритесь, из-за чего допускаете вы отягчать душу грехами так называемой нужды? Грешили и грешат, желая поймать ветер. Оправдаетесь ли вы на суде Божием, если скажете, Господи! Мы не обратились к Тебе от того, что гонялись всю жизнь за суетою?

Да, находят же для себя нужды и такие люди, у которых нет никаких дел ни гражданских, ни семейных. Чем занято время их? Чем полна жизнь их? Встают, пьют, наряжаются, посещают знакомых, гуляют, и так далее. Не правда ли, что эти занятия мелочны, пусты? Но им приписывают, важность, ни одного из них нельзя, говорят, отменить, ни отстрочить, ни совратить. О! Боже мой! Нам нужно и все пустое, и все лишнее и даже вредное душе нашей. Нам как будто некогда заниматься делами Твоими, делами хвалы и благодарения за благодеяния Твои, делами молитвы и покаяния, а достает время для выполнения прихотей сердца. Дела ждут, нас, когда хотим мы удовлетворять потребностям тела, часто и прихотливым; а нельзя будто им ждать нас, когда надобно бы идти в храм Божий и напитать душу, истомленную голодом и жаждою, измученную суетою! После трудов жизни общественной проводят ночь за чтением книги пустой, но не за чтением книги назидательной, проводят другую ночь в забавах самых утомительных, но тоже сделать для молитвы – никак нельзя! Несчастное ослепление! Или вечность не дорога? Или дух не выше тела? Для денег, для чести, для удовольствия проводят ночи без сна, забывают даже о пище. А когда дело идет о долге, который наложил на меня Сам Бог, о главной цели, для которой дана мне самая жизнь, у меня не достает времени для занятий этим долгом! О! прости Господи лукавому сердцу моему – лукавства его! Друзья мои! пока сердце наше не увлекается пристрастиями к земному и временному, дела, налагаемые на нас званием и состоянием, – не препятствие спасению нашему. Наши страсти и пристрастия – вот творцы грехов наших! Господь сказал; никто же может двема господином работати (Мф.6:24). Это означает, что если житейское попечение одинаково уважается тобою, как и воля Господа твоего, то ты – не раб Божий, не раб Того, кого сердце твое должно чтить выше всего. Идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф.6:21). Если твое сокровище, то, чем дорожишь ты, о чем страстно печешься, находится на земле, то и сердце твое уже на земле, а не на небе, не у Бога. И так храни сердце твое среди дел житейских, берегись, чтобы не привязывалось оно к предметам земным. Да будут требующий мира, яко не требующий, вот заповедь апостола (1Кор.7:31).

У грешников еще одна отговорка в душе, если не на устах. «Еще исправимся», думают они.

Почему же исправимся, а не исправляемся? или спасение души нашей нужно нам после, и не нужно теперь? Или одно время – собственность Божия, а другое – законная жертва страстям? Или какую-либо часть сил наших можем мы ненаказанно тратить по прихотям сердца? Ни то, ни другое, ни третье. И спасение души нашей стоит того, чтобы заботиться о нем каждый час, и все время со всеми силами нашими должны мы посвящать Богу. Каждый шаг своеволия – оскорбление Господу, каждая минута греха – осуждение нам, каждое движение наше, если оно не сообразно с волею Божией, – вред душе. Дом начал гореть; а хозяин говорит, усну и потом потушу. Что грех, как не огонь? Бог зовет грешника к себе, Он готов на помощь к нему с Своею благодатью; а грешник говорит, успею пойти. Не дерзость ли это нечестивая? Или о богатстве благости Его и кротости, и долготерпении Его нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? (Рим.2:4). Боже мой! Боже мой! Так ли живут рабы Твои, как я? Они день и ночь в подвигах для Тебя; дев и ночь в борьбе с разными движениями греха. Если и случится, что прелесть греха увлечет душу с стражи духовной, как спешат они стать на прежнее место! Сколько горя, сколько скорби перенесет душа их за допущенный грех! Нафан обличил Давида в грехе, и Давид в тот же час стал лить слезы раскаяния. – Иона явился в Ниневию с вестью о гневе Божием, и ниневитяне в тот же день облеклись во вретище и посыпали пеплом главы свои. Закхей, лишь только посетил его Господь, отдает половину имения нищим и платит за обиды в четверо (Лк.19:1–11). Один взгляд укоряющей любви на Петра и – Петр изшед вон плакася горько (Лк.12:61–62). Вот что значит искренно желать исправления своего! Бедная душа моя! Дорого ли тебе блаженство вечное? Если дорого, зачем тратишь без пользы себе время, ценою которого могла бы купить большую меру блаженства? Зачем не готовишься к нему как можно лучше? Что ждет тебя?

Исправимся после! Но кто нас уверил, что нам дадут это – после? Какой пророк открыл, что путь жизни вашей еще долго продлится? Знаем ли, что случится с нами завтра? Знаем ли, что ныне же к вечеру не положат нас в гроб? Молодость лет, цветущее здоровье обещают еще не мало дней? А будто не случалось нам видеть или слышать, что и крепкие юноши расставались с жизнью и свежую молодость косила смерть, как траву? Мечты наши не замедлят в нас жизни. На том ложе, на котором составлялись планы на несколько лет деятельности, мечтатель заснул сном беспробудным. И желание жизни не даст нам жизни. Закрывались глаза на веки и среди такого счастья, где все заставляло желать жить. Можем ли считать собственностью то, что вовсе не принадлежит нам? Времена и годы – во власти вечного Владыки. Он дал нам прошлое, дает настоящее время, – это Его дар; Он дает настоящее с тем, чтобы исправились мы в грехах прошлого времени. Пользуйся же тем, что дано. Ходите, Дóндеже свет имате, да тьма вас не имет (Ин.12:35).

Исправимся после. Когда же? В старости? Не значит ли это, что исправимся мы тогда, как силы души и тела еще более испорчены будут грехом, и не исправляемся теперь, когда еще много жизни в душе и теле? Преуспеяние в грехе совершается в нас и без усилий наших. Злые мысли, преступные желания, вредные похоти плодятся сами собой на худой почве души нашей. Бездействие для добра открывает им свободу и дает усиливаться со дня на день. Не истреби худой мысли, рождается дурное желание; оставил без внимания грешное желание, является дело черное; а там смотри, является и наклонность к греху, а там и привычка к нему, – привычка, которая так легко становится второю природою. Всякий грех без противодействия ему возрастает с летами и собою ослабляет силы души. Что же значит, исправимся в старости? Больной говорит врачу, «оставьте меня, успею принять лекарство, когда мне будет очень тяжело». Исправимся в старости? Ах? если не исправляемся теперь, застаревшие привычки к греху также трудно будет исправлять, как трудно выпрямлять самое кривое дерево. Благо мужу, егда возьмет ярем в юности своей (Плч.3:27). Он счастлив уже и потому, что вместо ярма греховного возложат на себя ярмо святое и отклонил от себя ряд грехов, готовящихся для него; он счастлив тем, что с ранних лет начал борьбу со грехом, не усилив зла потворством ему, не подавив семян добра, посеянных благодатью. Старость постоянна в правилах, зрела в мыслях, не любит рассеянности, не занимается пустым, заботлива о молитве и вечности; но все это тогда, как лета юности и мужества прошли с страхом Божиим в сердце, с благоговением к святой вере в душе. Иначе она гниет в грехах. «Исправимся в старости!» Это тоже, что жизнь тощую, гнилую, больную от грехов посвятим мы Богу. О! Боже праведный! Ты негодовал на приносивших Тебе в жертву слепое, хромое, недужное (Мал.1:6, 9). А вот люди еще не приносят, а только обещают принесть, такую же жертву, – слепую, хромую, недужную старость! Доколе же, Господи, раздражит Тебя грешный? (Пс.9:25).

«Исправимся – и впереди время!» Но кто говорит это? Кто обещает себе жизнь впереди? Грешник, которого жизнь съедена грехами; Какое жалкое легкомыслие! Нет, если для кого, то для нечестивого нет времени впереди. Страх Господень прилагает дни, лета же нечестивых умалятся (Притч.10:27). От плода правды древо жизни прозябает, отъемлются же безвременно души беззаконных (Притч.11:30). Да слышит беззаконный, что говорится о нем. Вот рухнет дерево твоей жизни, оно все испорчено тлею грехов, изъедено ядами страстей. Не пророк я, но и не свое говорю; говорю то, что давно сказал Бог. Удар и – все для тебя кончится. Спеши собраться в дальний путь, спеши устроить, сколько можешь, дела души твоей, умиравши бо и не будеши жити (Ис.38:1). Суд Божий против тебя. Уже бо и секира при корене древа лежит. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо (Мф.3:10).

Грешники! Вам остается плакать пред Господом, – чаще представлять смерть и страшный суд Божий, легкомыслие и без того много губило вас; надобно расстаться с ним. Страсти испортили и ум, и сердце, и желания ваши; надобно разорвать связь с ними. – Время перестать быть врагами себе самим. Блюдите, како опасно ходите, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф.5:15–16).

Проповеди на праздники:

Наверх