Проповеди на праздники:


Беседа на слова: и Вскую умираете, доме Израилев? Не бойтесь начать жизнь лучшую

Надобно бы исправиться во многом, надобно бы жить иначе, нежели как жили. Но как жить не по правилам света? Пример завлекает, да и нельзя идти наперекор всем. Так говорят грешники и коснеют в грехах.

Что же сказать об этом? Христиане опасаются жить по-христиански из угождения миру! Молодость стыдится не быть похожею на людей, пользующихся известностью; зрелый возраст остерегается обратить на себя неблагоприятное внимание людей мира. И старость, даже старость, в виду которой гроб, ловит людское мнение, как дитя. Жалуются на соблазн, и сами же, по желанию блистать пред миром, спешат выставить из себя самый нескромный пример соблазна.

Христиане-грешники! Понимаете ли, чувствуете ли вы, как слабость ваша богопротивна?

Боятся начать жизнь лучшую, христианскую, чтобы только не возбудить против себя мнения людей? Чувствуют, сознаются, что надобно жить иначе, но живут по-прежнему оттого, что другие живут, как и они. Чьи же мнения ставят так высоко? Людей ли, которые отличаются зрелостью мыслей, чистотой души, правилами жизни высокими? Поклонники света не знают таких людей. Их взоры обращены на людей иных, как будто на свете нет других людей, кроме тех, которые также легкомысленны, как и они? Какая ложь! Други мои! Посмотрите вокруг себя, и вы увидите не мало таких, которых мнением должны вы дорожить, которых примеру должны вы следовать и по голосу совести вашей, и по голосу смысла здравого. Есть и начальники, для которых выше всего христианское благочестие. Есть и богатые, которые богаты не благами тленными, а добродетелями высокими. Есть и жены, которые подают собою пример добрых супруг, добрых матерей семейства, добрых христианок. Есть и девы, которые скромны и чисты, добры и строги к себе, умны и рассудительны, как невесты Христовы. Не правда ли, что такие люди стоят всего внимания, всего уважения вашего? И вы на них не смотрите! И оттого, что не смотрите, не дорожите их суждениями. А их отзывы, как отзывы ума светлого, ясного, отчетливого, должны бы возбудить в вас страх за себя, страх столько же справедливый, сколько и спасительный. Между тем кого вы боитесь? Кого отличаете вниманием и уважением? Людей легкомысленных. Уважаете тех, которых неодобрение должно бы утешать вас. Согласитесь, что отзыв легкомыслия стоит лишь улыбки; а брань развратного – похвала честности. Поймите же свое положение. Тех самых, на которых вы так зорко смотрите, признаете вы людьми порочными и хотите быть похожими на них; вы ставите их ни во что и домогаетесь их одобрения, презираете их и домогаетесь их одобрения, презираете их и, однако, подчиняете совесть и жизнь свою их влиянию.

Кто решается жить порочно и думает заслужить похвалу от людей; тот смешон. Мир не делает добрых дел; но и не ставит добродетели наравне с пороком, – делает дела темные, но не хочет казаться порочным, а презирает порок. И вы, которые так малодупшы для добра, вы, которые так легко изменяете совести своей из страха пред людьми, вы составляете неистощимый предмет насмешен его. Он презирает вас за то самое, что вы хотите угождать ему; он смотрит на вас, как на людей слабых. Не то было бы с вами, если бы вы были тверды для добра. Мир боится тех, которые смело противятся ему. Он почтителен пред добродетелью, которая отказывает ему в том, чего не в праве он требовать, и презирает пресмыкающихся пред ним.

Кто ищет угодить миру, тот не может угодить Богу. Может ли Он смотреть без негодования на двоедушие таких людей? Они то чувствуют уважение к святости закона Его, то творят дела нечестия, то сознаются, что пороки отвратительны, то оскверняются пороками света; то благоговеют к святой вере, то показывают малодушный стыд за нее пред миром; то любят Бога, то делами отмещутся от Него. Нет, не обольщайте себя надеждою на мир с Господом. Он сказал, «кто отречется Меня пред человеками, от того отрекусь и Я пред Отцом Моим» (Мф.10:33). Вы ищете благоволения мира? Но любовь к миру влечет за собою вражду с Богом, и стать другом настоящего века значит тоже, что стать врагом Божиим (1Ин.4:4). Мир отвергнул Христа Иисуса; мир преследовал апостолов, мучеников, преподобных, святителей, а вы уважаете мир. Борьба с миром – отличие христианства; оно ведет с ним открытую брань, которая продолжится до конца мира. Где же находятся покорные слуги мира, если не в стане врага святой веры? Раболепствуя пред миром, не отдают ли они преимущество врагу Божию? Может быть, это нечестивое сравнение высочайшего существа с нечестивым миром не ясно представляется уму их; может быть иной уверен, что Бог всегда занимает первое место в его сердце. Но это обман. Бог предписывает свои законы, мир предлагает другие, и вы, слуги мира, следуете уставам мира. Бог зовет Своею благодатью, мир завлекает своими удовольствиями, и вы идете к миру. Бог угрожает своими казнями, мир страшит своим осуждением, и вы благоговесте пред миром. Бог обещает вам вечную славу, мир льстит вас своею ласкою, и вы бегаете за ласкою мира. Нет, не обманывайтесь, – мир идол вашей души, вы кланяетесь ему, посвящаете ему и чувства, и мысли, и дела.

«Трудно, говорят, не уважать суда многих? Трудно не увлекаться примером многих?»

Но если бы в мире было и больше худых людей, нежели сколько их есть, и тогда добродетель выше всего мира, и тогда она стоит всей любви нашей. Пусть золото лежит в грязи, оно не перестает быть золотом. Божий закон не изменен. Если многие не уважают его, теряет ли он от того силу? Нет, в свое время он взыщет свое с них. Как Бог свят и неизменен, так святы и неизменяемы законы веры святой.

Путь в царствие небесное тесен и тернист, но за то он путь в царство вечной радости и покоя (Мф.7:13–14). От того, что в ад придут многие, никому не будет лучше; напротив больше будет шуму, больше крику, больше укоров больше брани, и ненависти, и, следовательно, больше мук для всех.

Пусть же здесь в мнении многих ты будешь странен за твое благочестие, зато как легко, как весело тебе будет с твоим благочестием там на суде всемирном! Блажени есте, егда поносят вам, сказал нам Господь наш (Мф.5:11). В настоящей жизни, где все мы ошибаемся, и одни стараются исправлять ошибки, другие же коснеют во грехах, соблазны неизбежны. Нужда есть приити соблазном (Мф.18:19) сказал Спаситель. Долг совести чистой остерегаться соблазнов, а не увлекаться. ими, стараться, чтобы их было меньше, а не умножать своим примером число их. Трудно, говорят, устоять против соблазна, трудно стоять против пересудов. Но разве вы не знаете помощи Божией? Бог обещал вам, а слово Его свято, обещал, что не допустит вас подвергнуться такому искушению, которое выше сил ваших; Он подаст вам свою помощь, с которою выдержите искушение (1Кор.10:13). Аще Бог по нас, кто на ны? (Рим.8:31). Или думаете, что благость Божия не простирается на вас? Бросьте это сомнение, оно нечестиво.

Други мои! Не будьте слабы, не будьте малодушны, не бойтесь начать жизнь лучшую, христианскую. Слабость вашу все осуждает. Твердость для добра – объемлет Бог любовью; боязнь людей – мечта, а спасение, ожидающее твердых, верно. Господь говорит вам. Не бойтеся укорения человека, и похулению их не покоряйтеся. Яко же бо риза снедена будет временем и яко сукно изъястся мольми, так мнения нечестия, правда же Моя во веки будет и спасение Мое в роды родов (Ис.51:7–8). Богу великому и дивному во святых слава.

Проповеди на праздники:

Наверх