Проповеди на праздники:


Беседа на слова: грешниче, смертью умреши. Проснись, грешник, вечность твоя не так далека от тебя

Ясна воля Божия о грешнике, он должен покаяться, иначе ждет его страшная вечность. Но грешник в иное время тревожится вечностью, чаще же спит с мыслью, не близка эта вечность. Проснись, грешник, вечность твоя не так далека от тебя, как кажется тебе. Осмотрись, и ты увидишь, что грех еще здесь на земле начинает в тебе пагубу, которая в страшном своем виде откроется за гробом.

Как любовь соединяет нас с Богом, так всякий тяжкий грех удаляет от нас Бога и Его благодати. Грешник, совершая беззакония, оставляет Бога своего, и Бог оставляет его себе самому. Чем более беззаботен он о себе в дремоте греховной, тем более отдаляет он от себя благодатную любовь Божию. Не людие Мои вы и Аз несмь Бог ваш, говорил Господь преступным чадам Израиля (Ос.1:9). Тому быть нельзя, чтобы Бог благоволил к греху. Бог не хотяй беззакония Ты еси, не приселится к Тебе лукавнуяй; ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима, возненавидел еси вся делающие беззаконие, – поет Давид (Пс.5:5). Пророк Божий, отвечая на жалобы Израиля, привлекшего на себя тяжкие беды грехами, говорит: еда не может рука Господня спасти? Или отягчил есть слух свой, еже не услышати? Но греси ваша разлучают между вами и между Богом и грех ради ваших отврати лице свое, еже не помиловати (Ис.59:1–2). Грешник! И в счастье, и в несчастии ты считает малостью грехи твои, ты готов шутить и иногда шутишь ими. Нет, грехи не малость, они – стена твердая между Богом и грешником, преграда, которая препятствует благодатной силе Божией нисходить на тебя. Что же такое грешник, отдаливший себя от Бога? В Боге – жизнь наша, а без Бога – смерть. Грешник, нераскаянный грешник, который пьет грехи, как воду, на земле представляет из себя осужденного за гробом; он – живой мертвец.

После сего не удивляйтесь, если скажут вам, что грех производит страшное опустошение в душе грешника.

Что такое грех для ума нашего? На что смотрит ум грешника? Он обращен к земле, а не к небу, к предметам страстей, а не к Богу. Дивно ли, что тогда, как ум грешника совсем отклоняет взор свой от неба, и свет небесный, свет беспредельный перестает освещать душу грешника? Так грех наводит на ум грешника мрак, мрак духовный, пред которым ничего не значит мрак, замечаемый телесным взором. На место света чистого, небесного, в уме грешника являются только блуждающие огни гниющей жизни; на место небесной мудрости является плотская мудрость, та мудрость, которая умеет придумывать приятное для испорченной природы, но не думает о духовном и не понимает ничего из жизни благодатной. Сущий по плоти плотская мудрствуют (Рим.8:5). Душевен человек не приемлет, яже Духа Божия, юродство бо ему есть и не может разумети, зане духовно востязуется (1Кор.2:14). Если он и знает закон Божий, то знает, как событие историческое, но не как закон души своей; он не знает, в каком состоянии находится душа его в отношении к воле Божией. Вот почему образованный науками грешник, коль скоро приходит в себя, со вздохом говорит, что у него в душе темно, – темно, а между тем так много знает он. Это значит, что и тогда, как много знает он, в душе его нет света Божия, грех навел мрак на душу, удалив от неё свет благодатный, который один показывает верные пути к небу. Вот почему люди без всякого образования, но подвизающиеся на пути благочестия знают и видят то, чего не могут знать другие. В их душе, очищаемой от греха, почиет свет благодатный, открывающий юг и тайны царствия Божия. Что представляет собою ум человека, порабощенного страстям? И опыт людей обыкновенных говорит, что, по действию страсти, предметы являются уму не в своем виде, получают цвет то зеленый, то красный или вовсе темный, смотря по свойству чувства и страсти. Грешник по внушению страстей, готов чернить все чистое, подвергать сомнению всякую истину, осуждать даже святыню и нет той лжи, которой бы не стал он защищать коль скоро это нужно той или другой страсти; по временам видите в нем не только равнодушие, но и явное нерасположение к истине. Не думаете ли, что он действует так странно с полным самосознанием? Ах! Нет. Как быть там полному самосознанию, где мрак осязаемый? Грешник, объятый страстью, – тоже что больной горячешный. Душа под влиянием страстей не видит себя, не понимает, что не её голос велит ей считать истину ложью, а голос страсти; не слышится совесть в шуме суеты и страстей. Представьте же, что целые годы грешника проходят в служении страстям, что целая жизнь его – только жизнь страстей, чем явится пред вами ум его? Вследствие долгой борьбы ума с истиною, вследствие долгого упражнения в превращении истины в ложь, вследствие долгих занятий только мечтами и пустотой должно открыться наконец полное ослабление самосознания, полное расстройство познавательных сил, полная тупость ума для всего святого и духовного. Мудрость, не искусившая имети Бога в разуме, предается в неискусен ум творити неподобная (Рим.1:28). Вот состояние, близкое к загробному состоянию грешника по уму!

Если же грех наводит слепоту на ум, то естественно, что вместе с тем портит он и волю.

Грех отторгает волю нашу от воли Божией, в том сущность греха и здесь же порча воли. Отторгая от воли Божией, он уклоняет свободу человека от источника её силы и могущества и оставляет слабую, испорченную жизнь раскрываться из самой себя, по её влечениям неправильным. Он дает воле совершенно превратное направление. Вместо того, чтобы всеми желаниями стремиться к Богу своему, она стремится к тому, как бы делать приятное самолюбию. Является ли это самолюбие как похоть плоти, или как похоть очес или же в виде гордости житейской, в душе место Бога занимает идол. Что должен был делать человек для Бога, то делает он для идола души. Какое унижение души, созданной для того, чтобы любить и чтить Бога своего! Грех, по-видимому, дарит грешнику полную вольность и независимость. В чем состоит грех? В том, чтобы не слушать воли Божией и быть самому для себя началом и целью поступков. Будете, яко бози, говорил обольститель первым людям и первые люди поверили. Таже мечта независимости, таже надежда стать выше препятствий для воли увлекают каждого грешника. Переходя от одного недозволенного удовольствия к другому, от одного своеволия к третьему и десятому, грешник готов наконец сказать о Боге вместе с фараоном: кто есть, его же послушаю гласа (Исх.5:2)? Какой это страшный обман греха – мечта независимости! Всяк, творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34). Это – необходимость. Истинная свобода человека состоит в том, чтобы любовью приближаться к первообразу свободы вашей – Богу, и тем раскрывать в себе жизнь лучшую, подобную жизни Божией. Коль же скоро грех есть уклонение от воли Божией; то он уже есть и оскорбление свободы, тем более, что вводимое им служение идолу души скоро становится невольничеством. Грешник в начале видит и чувствует незаконность службы своей кумиру и по временам готов бывает разбить свой кумир, но потом, чем долее остается в службе кумиру, тем рабство становится тягчее, так что и силы и время заняты бывают только тем, чтобы угождать кумиру. Омраченный страстью ум со своей стороны является к услугам греху, чтобы укрепить власть его над волею. Он выставляет идола души в заманчивом виде, скрывая ничтожество его. Для похоти плоти чувственные удовольствия оказываются невинными, для гордости житейской надменность означает благородную важность, а смирение – оскорбление достоинств; для похоти очес то скупость – умная расчетливость, то роскошь – благотворительная щедрость. Так воля развращается более и более. При невольнической службе любимому греху невозможным наконец становится ни одно чисто-доброе дело, ни один подвиг для единого Господа, так или иначе в него вмешивается служение кумиру. Воля до того развращается наконец, что ни в каком случае не останавливает стремления своего к греху. В таком греховном состоянии остается грешник за гробом!

Говорить ли о том, что грех еще на земле готовит в душе адские мучения? Он закрывает в ней приемлемость для духовных удовольствий и необузданностью в наслаждениях преступных расстраивает чувства до безотрадного томления (1Пет.2:3); несть радоватися нечистивым, глаголет Господь. (Ис.48:22).

Друзья мои! Грех – самый жестокий враг наш. Необъятно зло, которое наносит он нам. Как много слез надобно лить нам за легкомыслие, с каким смотрим мы на грех. Постраждите, и слезите, и плачитеся; смех ваш в плач да обратится и радость в сетование (Иак.4:9). Небесная мудрость верна в своем слове, она говорит нам: блажен человек, иже покушает Мене. Обретаяй бо Мене, обрящет живот. Согрешающий же в мя нечествуют на своя души, делают несправедливость, душам своим, и ненавидящий Мя любят смерть (Притч.8:34–36). Господи! просвети души наши Твоею благодатью, да видим и чувствуем мы, как сладко служить Тебе и как горько удаляться от Тебя.

Проповеди на праздники:

Наверх