Беседа к сердобольным вдовам, и избранным для попечения о раненых и больных воинах действующей армии, 1854 г.
К вам слово Церкви, сестры христианского сердоболия о болящих, которые Царским человеколюбием призываетесь ныне к особенному подвигу христианского попечения о болящих от ран, полученных на брани за веру, Царя и отечество. Подвиг, сколь необыкновенный для вас и трудный, столь же благословенный и способный возбудить неослабевающее усердие.
Война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившеюся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих.
Но война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, отечества. Подвизающийся в сей брани оружием совершает подвиг веры и правды, который христианские мученики совершали исповеданием веры и правды, страданием и смертию за сие исповедание; и, приемля раны, и полагая живот свой в сей брани, он идет в след мучеников к нетленному венцу.
Кто начал нынешнюю войну? Народ неверный, который не знает правды, который живет угнетением христиан и христианства. Кто еще против нас? – Два народа, которые признали нас правыми в споре, и потом присоединились к нашим врагам, – два народа христианские, которые соединились с врагами христианства, и приняли участие в угнетении православных христиан. Против таких врагов идет наш воин, по мановению Благочестивейшего Царя, сильным, но миролюбивым царским словом защищавшаго единоверных востока768, не начавшего, но в уповании на Бога принявшего нанесенную неправедно войну.
Итак, рассуждайте, к кому относиться будет служение, в которое вы призываетесь. Не почли ли бы вы особенным для себя благословением провидения Божия, если бы вам дано было послужить мученику к облегчению его страданий? Подобное благословение ожидает вас в верном исполнении служения, вам предлежащего. Рана верного воина, которую вы облегчаете обязанием и врачевством, светит доблестию теперь, и будет сиять в вечности. Если при попечении вашем он возвратится с пути смерти: вы заслужите благодарность не только его, но и отечества, которому возвращаете драгоценного сына. Если же суждено ему окончить земной путь, и прейдти в отечество небесное: вы будете иметь на небесах благодарного вам, и призывающего на вас благословение Отца небесного. Так размышляя, вы можете с благоговением смотреть на предмет вашего подвига, и тем умерять скорбь и страх, естественно производимые зрелищем страданий.
Может встретить вас и страх от происходящей невдалеке брани, и от звука оружий, и от разных нечаянностей: потому что нельзя требовать, чтобы безопасность постоянно жила в соседстве с войною. Предавая себя в покров провидения Божия, укрепляйте вашу немощь, «поминая дни древния» (Псал. CXLII. 5), и помышляя, как некогда упование на Бога и любовь к народу Божию давали и женам мужескую крепость духа. Деввора, вместе с Вараком, предводительствовала войском. Юдифь одна без оружия вошла в стан врагов, чтобы сразить Олоферна и его войско, и действительно ударом вражеского меча сразила всю силу врагов, отразив с тем вместе опасное оружие соблазна. От вас не так много требуется; не требуется участие в деле брани; требуется только довольно твердости духа, чтобы вы не смущались мыслию о брани, делая дело мира и человеколюбия. Указуем вам еще, между многими, более близкий образ предлежащего вам подвига: помяните и призовите в помощь святую Анастасию узорешительницу, которая находящихся в подвиге мученичества посещала среди опасности впасть самой в руки мучителей, омывала и перевязывала их раны, подавала им пищу, питие, врачевства, доставляла всякое возможное облегчение и утешение.
Возбудив и, по возможности, укрепив себя к начатию подвига, наблюдайте и в продолжении оного, чтобы как насущный хлеб, как предохранительное врачевство, не оскудевала у вас никогда благочестивая мысль и доброе намерение. «Возведите очи ваши к Живущему на небеси» (Пс. 122:1), и с верою помышляйте, что Он взирает на ваш подвиг, что над вами простерта Его благословляющая рука, – но благословляющая только нелицемерную верность в подвиге и чистоту деятельности.
Христу, Врачу душ и телес, мысленно предлагайте язвы поручаемых вашему попечению болящих, и могущие случиться ваши собственные скорби: и с упованием все предавайте Тому, Который «язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша», и Которого «язвою... мы исцелехом» (Ис. LIII. 5).
Матери Господней, «радости всех скорбящих» вы представлены в особенное покровительство: имейте постоянную веру в действительность, близость, всегдашнюю готовность сего покровительства. От сего должно произойдти то, что и вы с своей стороны будете близки к Ней, с детскою простотою будете простирать руки к невидимой Матери, и по благопотребности Она будет вам подавать тайное вразумление, подкрепление, утешение, помощь.
Внутреннею молитвою вашею при самом одре болящих, а, по мере потребности и удобности, и словом кроткого напоминания старайтесь споспешествовать и им в том, чтобы они взирали ко Врачу душ и телес. Обращайте их внимание, как на испытанное дело, на то, что в молитвенном воздыхании болящего может заключаться прием врачевства из небесной врачебницы; небесное же без сомнения сильнее земного.
О всех болящих имейте равномерное нелицеприятное попечение; особенно же бдительный труд употребляйте по особенному требованию болезни, а не по предпочтению лица. Для больного, для требующего помощи, будьте как родные, но для лица оставайтесь чужими, чтобы чистота христианской любви не была затемнена пристрастием, чтобы предпочтение одного не было неправдою в отношении к другому.
Радуемся, что на путь и подвиг вы пожелали приять, и прияли ныне Божественное напутствие, – приобщились Тела и Крови Христовы. Идите в мире: Господь с вами. Не забывайте во вверяемых вашему попечению видеть меньшую братию Господа Иисуса: да слышится в сердцах ваших Его слово: «болен бех, и посетисте Мене» (Матф. XXV. 36); и да сподобитесь услышать от Него сие с радостию и тогда, егда приидет во славе воздати комуждо по делом его. Аминь.
* * *
* В рукоп. Автора вставлено слово: «и наконец».
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.