Беседа к братиям Святого храма Святителя Николая, что в Рогожском, при внесении в оный храм иконы Святителя Николая, дарованной Его Императорским Высочеством, Государем Наследником Цесаревичем, 1856 г.
Прихожу к вам ныне, братия святого храма сего, как вестник и исполнитель воли Благоверного Государя Наследника Престола, Цесаревича Великого Князя Николая Александровича.
Без сомнения, с чувством утешения и благодарности воспоминаете вы девятый день сентября, в который он посетил сей храм ваш, слушал здесь молитвословие, и от усердия вашего принял святую икону. В ранних летах являя себя наследником Родительского и Прародительского благочестия, Он изъявил вам Свое сорадование о том, что вы, преминув лета неведения и спасительно уразумев духовную потребность благодатного общения и единения с единою, святою, соборною и апостольскою Церковию, действительно вступили с нею в общение и единение, в котором и пребываете. С сим вместе Он знаменательно изъявил свойственное просвещенной христианской любви желание, чтобы вашему доброму примеру последовали и другие, которые, к сожалению, не суть от двора единой, святой соборной и апостольской Церкви.
С того времени Благоверный Государь Цесаревич сохранил не только памятование о вас, единоверные братия, и о вашем усердии, но и то благоволительное участие, с которым взирал на ваше единение со святою Церковию, и с ее священноначалием, от святых Апостолов друг-друго-приимательно, непрерывно и законно приявшим благодать тайнодействия. В ознаменование таковых Своих расположений, и во всегдашнюю память Своего к вам благоволения, Благоверный Государь дарствует вашему храму святую икону Святителя и Чудотворца Николы, которую вы видите.
Радостен, конечно, для вас, братия, настоящий день и час: радостен он и для меня.
Радуюсь о Благоверном Первенце Царевом, который, расцветая возрастом, расцветает и любовию к православной вере, и любовию к верному православному народу.
Радуюсь о вас, братия, к которым, по устроению провидения Божия, как бы в вознаграждение за то, что на вас не ласково смотрят чуждые церковного единства, и светлый взор, и благоволительное слово, и священный дар исходит от самого царского Престола: потому что Благоверный Сын Царев действует, конечно, в духе Благочестивейшего Родителя.
Радуюсь и о себе, что мне дан жребий посредствовать ныне в исполнении благодетельной воли Государя Цесаревича и соутешиться вашим утешением.
Радуюсь и о том, что пришел к вам, не только как посланный, но и как призванный вашим добрым изволением: ибо сие есть новое свидетельство того, что ваше единение со святою вселенскою Церковию и священноначалием ее вполне совершилось в сердцах ваших.
Никто да не мнит видеть разделение в том, что в церкви вашей слышатся некие особенные звуки, слова, видятся некоторыя особенные подробности обрядов. Строго судили о сем, когда с сим соединено было противление священной власти: и справедлива была строгость, потому что тяжек грех противления, как о сем вразумляет Пророк Самуил: «якоже грех есть чарование, тако грех есть противление; и якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение» (1Цар. XV. 23). Но где, по предваряющей благодати Божией, и по действию благонамеренности и добраго рассуждения, нет противления, а есть сердечное расположение к миру и благодатному единству; где притом есть уже единство веры в священные догматы и таинства: там сему внутреннему единению может ли препятствовать некоторое разнообразие внешнее?
Вы принимаете в руководство священные и церковные книги в том виде, в каком оне были во дни первых пяти Патриархов российских. Мы принимаем в руководство священные и церковные книги в том виде, какой они получили во времена последующих пяти Патриархов и святейшего Синода, в следствие сличения их с древними греческими книгами, с которых они переведены, и с древними славенскими рукописями, причем, речения неясные от древности заменены более ясными, и поврежденные неискусными переписчиками исправлены. Вот разность! Но и те и другие книги прославляют единую Пресвятую Троицу; и те и другия возвещают единую веру в Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; и те и другия предлагают для освящения нашего благодатную силу одних и тех же семи таинств, и для управления жизни нашей одни и те же заповеди Божии; и те и другие утверждаются на слове Божием, и на правилах апостольских, соборных и отеческих; и те и другие представляют один и тот же состав церковного Богослужения и священных обрядов, с немногими и не существенными разностями в подробностях. Вот единство!
Что ж? Непримиримы ли оные разности с сим единством?
Нельзя отказать в уважении церковным книгам, которые вы называете новыми: они исправлены по греческим и славянским рукописям, которые древнее времен первых пяти патриархов российских. Но ваши предки усомнились в верности сего исправления; и по уважению к святым и благочестивым людям, устроявшим свое спасение по книгам, которые вы называете старыми, решились неуклонно держаться сих книг. И вы обыкли руководствоваться в сем не столько исследованием, сколько преданием отцов ваших. Если бы ваше последование мнениям отцев ваших доходило (как доходит у других) до противления святой, апостольской Церкви, до отвержения святительства или священства и спасительных таинств, или до употребления оных святотатственного, и потому бесплодного и осудительного; то я сказал бы вам: поставьте должную меру вашему уважению к вашим отцам; «повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком» (Деян. V. 29); если бы святые равноапостольные Ольга и Владимир неограниченно следовали мнениям и примерам своих отцов, то они умерли бы идолопоклонниками, а не святыми и равноапостольными. Но пoелику ваше последование мнению и примеру отцов ваших не доходит до крайностей: уважаю чувство уважения к родителям, а потому и с основанным на нем обычаем желаю пребыть в мире. И пoелику в церковных книгах, преимущественно вами чтимых, вижу едину и ту же, как в исправленных, веру, таинства и Церковь: то, по благословению святой апостольской Церкви, в мире вашей и моей совести, читаю в вашей церкви ваши церковные книги, и исполняю принадлежащие им особенности священнослужебного чина и обрядов; и не обинуясь говорю: никто да не мнит видеть разделение в том, что в церкви вашей слышатся некие особенные звуки, слова, видятся некоторые особенные подробности обрядов.
Братия! Святый Апостол Павел учит, что «не в словеси... царствие Божие, но в силе» (1Кор. IV. 20). Не станем без нужды возбуждать разделяющия прекословия о разностях слов, когда они ведут к единой силе царствия Божия.
Посмотрите, где апостольское слово указует нам основания благодатного и спасительного единства: «едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; Един Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всех» (Еф. IV. 4–6). – Не все ли мы чтим и приемлем сии вечные основания единства? Итак, на них да утверждаем непоколебимо наше церковное единение, теми способами, какие указует тоже апостольское слово. Какими способами? – «Со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг друга любовию, тщашеся блюсти единение духа в союзе мира» (Еф. IV. 2–3).
Воспомяну вам еще высшее слово о потребности благодатного единства, и о высоте, до которой оно достигать должно. Когда Христос Спаситель, отходя от мира сего, последнюю с Апостолами беседу заключил молитвою о новосозидаемой Церкви Своей: тогда всем верующим в Него просил Он от Отца Своего небесного единения в вере и любви между собою, восходящаго до единения с самим Богом: «да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Иоан. XVII. 21). Молитва единородного Сына Божия должна исполниться: но она исполняется и исполнится только над теми, которые с своей стороны тщатся соответствовать Его воли, которые с искренним сердцем «тщатся блюсти единение духа в союзе мира».
Потщимся, единоверные братия, паче и паче утверждаться и возрастать в единении веры и любви, да силою нашего благодатного единения и бедственно отчужденные привлечены будут к спасительному церковному единству.
Отче Господа нашего Иисуса Христа, Боже наш! Призри не на наше недостоинство, но на ходатайство за нас единородного Сына Твоего, и исполни над нами молитву Его: «да вси едино будем», во единей Церкви Твоей святей, яже есть единый ковчег спасения, и единый путь к небесному Твоему царствию. Аминь.
Желательно было, чтобы она в сей самый день пренесена была в Николаевскую Единоверческую церковь. Но Митрополит не мог в сей день отлучиться из Москвы, по причине совершавшагося крестного хода. Надлежало или исполнить пренесение иконы чрез кого-либо из священнослужителей, или отсрочить. Прихожане избрали сие последнее, являя тем и желание благоговейно принять высокий дар, и усердие к Церкви.
В 13 день сего Маия, в день воскресный, в 11 часу утра, дарствуемая Государем Цесаревичем икона Святителя Николая принесена к Никольской Единоверческой церкви двумя иеромонахами в предшествии свещеносца. За нею следовал Митрополит. Единоверческое духовенство вышло на встречу со крестом и святыми иконами, окруженное прихожанами и прочим народом. Икона поставлена была среди церкви на аналогии. Совершив по чину сей церкви предначинательное молитвословие, Митрополит беседовал с прихожанами о предмете настоящаго собрания, и о единстве церковном. Потом совершено было им с местным духовенством молебное пение Святителю и Чудотворцу Николаю, сопровожденное возглашением многолетия Благочестивейшему Государю Императору и всей Высочайшей Фамилии.
К повествованию о событии утешительном не желалось бы присовокупить некоторые черты неприятные: но надобно сие сделать, дабы отдать справедливость единоверцам.
8 дня*****, в навечерие храмового Единоверческой церкви праздника Святителя Николая, во время всенощного бдения, внезапно, без видимой причины, загорелась при сей церкви деревянная колокольня, и сгорела вся, и колокола значительного веса растопились. Но единоверцы тотчас решились не только восстановить колокольню и колокола своим иждивением, но и не допустить, чтобы торжественность предположенной в следующее воскресенье встречи дарствуемой Государем Цесаревичем иконы уменьшена была отсутствием колокольного звона. В три дня построили они временную деревянную колокольню и приобрели колокола около 250 пудов веса; и, таким образом, во время принесения иконы торжественный звон был особенно знаменательным выражением усердия прихожан к Государю Наследнику Цесаревичу и их приверженности к Церкви.
* * *
* Государю Наследнику Цесаревичу благоугодно было в память посещения Его Императорским Высочеством единоверческой церкви Святителя Николая, что в Рогожском, и в знак благоволения Его к новоприсоединенным прихожанам ее, дарствовать сему храму икону Святителя и Чудотворца Никалая, изображенную в древнем характере иконописания и благолепно украшенную. По воле Его Императорского Высочества она препровождена к Митрополиту Московскому, и, по получении им сего 1856 года Маия 5 дня, до благовременности перенесения по назначению, поставлена была в Крестовой церкви; а в день пренесения мощей Святителя Николая перенесена была в Кафедральную церковь Чудова монастыря и возложена на мощи Святителя Алексия.
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.