Проповеди на праздники:


Беседа IX. Яко Твое есть царство и сила и слава во вехи веков, аминь

Таково заключение молитвы Господней. Если не более света и силы, чем начало, то и не менее может заключать оно, как слово Господа. Внимание благоговейное, по-прежнему!

Точно ли это слова Господа? Да! со славословием читается молитва Господня в евангелиях сирском и готском, в постановлениях апостольских и у Златоуста. Мало того – уже апостолу Павлу известно было это славословие, только оно приводится им в сокращенном виде (2Тим.4:18). Так и не иначе может оканчивать молитву душа благоговейная. Без славословия молитва не имеет достойной полноты, оставаясь голосом чего-то похожего на себялюбие гордое. Потому и апостол предписывает, во всем: молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются (Флп.4:6); т.е. поставляет в обязанность соединять с прошениями славословие.

Так молитва Господня возносила нас на высоты духовные и нисходила с нами во глубины земной жизни и вот повергает нас в уповании и благоговении пред Всевышним. Вот Отец твой, говорит она; ты можешь просить Его как сын, можешь просить Его о всем нужном для неба и земли, для времени и вечности, но прежде, чем окончишь молитву, подумай, кто Он и преклонись пред Ним.

Чудная связь заключения с молитвою. В нем и основание надежд молитвы и благодарная хвала Отцу небесному.

В нем основание надежд. Все, о чем просили мы Отца небесного для себя – собственность единого великого, сильного и славного. Как не исполниться молитве? И мы сами и все наше существование – в Его власти и силе и назначено для славы имени Его. Если просили мы о прославлении имени Его, о явлении царства, о исполнении воли Его в нас, то потому, что Ему принадлежит царство. Если просили о хлебе, то не потому ли, что Его сила? Если молили о сохранении от греха и бед, то слава Ему единому. Надежды наши – в Нем; они тверды. «Что смущаешься, душа моя? Уповай на Бога. Он – спасение лица моего и Бог мой» (Пс.41:6). Прочь недоверие! Прочь малодушие!

На Тебя уповаем и Тебя славим, Отец небесный! Уму нашему не обнять величия Твоего, беспредельный! Кто Ты Сам в себе, не в состоянии понять мы. Называем Тебя так, как сам Ты открыл себя. «Я Иегова» – Сый, сказал Ты (Исх.3:14). От века и до века Ты еси (Пс.89:3). Камо пойду от духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси. Аще сниду во ад, тамо еси (Пс.138:7). Пред кем же благоговеть, если не пред тем, кто один существует по себе? Пред кем трепетать, как не пред Вечным и везде сущим? Кого и славить, как не Того, для Кого все существует, находя совершенство и блаженство в Его славе? Тебя о Боже, славят миры небесные. Как их много на тверди небесной! И все они исполняют слово Твое. Они подобны необозримым стадам, повинующимся голосу пастыря своего. А миры духов незримых: херувимы, серафимы, начала, власти, престолы, господства совершают разные служения пред Тобою и тем блаженствуют. Тебя славят лики пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных, блаженных. Тебя славит земля с её стихиями. Тебя славит церковь во всех концах вселенной. Достоин еси, Господи, прияти славу и честь, и силу, яко Ты еси создал всяческая и волею Твоею суть и сотворены (Откр.4:11).

Братия! что значат пред Богом все великие мира – ученые, богатые, сильные, цари и вожди народов? И скудельные создания осмеливаются восставать против воли Создавшего? Несчастные! Что значите вы, которые так дерзко пересуживаете дела Беспредельного и ропщете против промысла Его? Черви земные! слушайте голос Иеговы: где был еси, егда основал землю? Возвести ми, аще веси разум. Кто положи меры её? Или кто наведый вервь на ню? Заградих море враты, – рех ему, до сего дойдеши и не прейдеши (Иов.38:4–5, 11). Что вы такое пред Богом? Жизнь ваша – сон, богатства – мечта, знание – мрак, слава и власть – пустота. Но когда люди отдают Богу сердца свои, когда подчиняют волю свою святой воле Его, когда становятся едино с Ним (Ин.17:23), о! как тогда они велики! Они больше значат, чем солнце вселенной. Путники земли! «видите, какую любовь оказал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин.3:1).

И надежды, и благоговейную хвалу запечатлеваем словом: аминь, что значит, «истинно так», или «да будет».

Всей глубины молитвы Господней не исчерпать нам, это не по силам нашим. Но как много пищи уму и сердцу и пищи самой лучшей и – тогда, как коснулись поверхности её. О! когда бы молились мы так, как научает молиться Господь! Сколько света, сколько утешения, сколько благочестия было бы в душе нашей! Родители! учите детей ваших молитве Господней; объясняйте им значение слов чудной молитвы. Это – лучшее, что может дать им любовь ваша к детям.

Отец щедрот и Бог всякого утешения да будет с нами, ныне и всегда. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх