Проповеди на праздники:


Беседа IV. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли

Никто не знает так сердца нашего, как Господь Иисус. Он открывает и то в душе нашей, чего она сама не видит. Как легко обольщаемся мы собою! Не бывает ли с нами, что в восторге мы бываем, думая, что там и здесь святится делами нашими имя Божие? Но Господь повелевает нам осмотреться, точно ли настало меж нами царство благодати Божией? Мы думаем иногда, что вот-вот явилось царство Божие меж людьми. Но Господь еще велит молиться Отцу небесному, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли!

Пока улыбается нам счастье земное, пока дела и обстоятельства жизни нашей располагаются по нашим желаниям, мы бываем и веселы, и даже добры, – делаем и то и другое по заповедям Вышнего. Но когда является переворот в жизни нашей не по надеждам нашим, не по желаниям нашим, куда девается благородство души нашей, которого, казалось, у нас так много? Куда девается верность званию высокому? Ах! братия, Господь не ожидает от нас того, чтобы были мы бесчувственны в скорбях жизни, не ожидает и того, чтобы мы не брали мер охранению себя от бед. Но Он желает, чтобы мы не ставили упорно своей воли на место воли Божией, чтобы мы как можно менее, полагаясь на себя, передавали себя воле Божией.

Зачем мы забываем, что Бог есть верховный Владыка всех? Затем забываем, что за ним неотъемлемое право, дабы все покорялось воле Его! Сам Сын Божий, действуя на земле в образе Сына человеческого и в лице посланника небесного, говорит: не могу аз о себе творити ничесоже. Яко же слышу, сужду. Не ищу воли моея, но воли пославшего мя Отца (Ин.5:30). Как же нам не умолять Отца небесного, чтобы он не попускал нам располагать своею жизнью по нашей, а не по Его воле, в оскорбление прав Его?

Чего может желать нам Отец небесный? Он хощет всем нам спастися и в разум истины приити (1Тим.2:4). Он желает всем и каждому только совершенства самого прочного, спасения вечного. Зачем же нам отклонять от себя столько благодетельную волю? Зачем, напротив, не молить от всего сердца, да совершается она над нами, к счастью нашему?

Или мы думаем, что сами мы лучше умеем устроить счастье наше, чем благий Промыслитель наш? Согласитесь, что это была бы мысль дикая. Он, премудрый Отец наш, видит не только настоящее и прошлое наше, но и самые отдаленные последствия возможного и действительного настоящего. Он – ум безграничный. Нам не приятно, нам тяжело настоящее наше? Но мы не видим, а Он видит, как нам полезно это тяжелое настоящее. Нам кажется, что, если бы исполнились наши желания, все было бы прекрасно. Но мы так думаем оттого, что не видим отдаленного будущего, которое Он видит. «По всем расчетам ума нашего так было бы хорошо», повторяют люди. Ах! напрасно слишком полагаются на свой, и вовсе неумно хотят по ступить, ставя свой ум выше ума Божия. Пусть, не отрекаясь от своего ума, предоставят как можно более места в своей жизни уму Промыслителя. Это – другое дело. Тогда освободясь от тревог докучливого самолюбия, лучше увидят и цену дельных мыслей ума своего.

Нас пугает, после настоящего тяжелого, еще более тяжелое будущее? Но если это будущее и не мечта малодушие, зачем нам быть опять с недоверием к богатому и Премудрому? «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил; но при искушении даст и облегчение так что вы будете, в силах перенести» (1Кор.10:13). Так говорит нам апостол Божий, у которого ум Христов.

О! будем молить Отца небесного, да будет воля Его с нами. Под защитою этой воли, ей, будем безопасны.

Люди дорожат своею волею. Никто, говорят, не в праве отнимать у нас воли.

Но что такое воля моя, а не воля Отца небесного? Собственная воля каждого, рожденного в грехах (Пс.50:7), стремится вовсе не к тому, к чему должна стремиться, желает худого, ищет порицаемого совестью, делает несообразное с законом. Прирожденное омрачение ума увеличивает беспорядки воли, и человек от юности и до гроба – пленник страстей (Быт.6:5), то живет только для чувственности, то услуживает гордости и тщеславию. К чему же такая воля, какова ныне у человека? Для погибели его... Уже ли надобно нам дорожить своею погибелью? Отец, небесный, просвети нас!

Богосозданная свобода воли человеческой состоит в том, чтобы любить святую волю Божию, как источник света, добра и блаженства вечного. Всякая другая свобода – не свобода, а рабство греху и пагуба. Воля Божия – образец совершенства для всех разумных существ. Воля Божия желает освящения для всех и каждого (1Сол.4:3:7). Исполняя волю Божию усовершаются во всяком добром деле (Евр.13:21). Творяй волю Божию пребывает во век (Ин.2:17). Один спрашивал Господа Иисуса, что я должен делать, чтобы наслаждаться блаженною вечностью? Господь отвечал: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф.19:17). Так лучшее, высшее, совершенство воли нашей состоит в том, чтобы воля наша охотно, с любовью выполняла волю Божию и покорялась заповедям её.

Хотите ли поверить это опытом? Можете поверить и опытом своим и опытом других. Прочтите летописи сердец человеческих. Бы увидите там, как многие, вырываясь из среды безумного пира страстей, повергаются в слезах пред служителем Божиим, признавая, более чем пустою, пагубною – прежнюю жизнь свою, жизнь не по воле Божией. Прислушайтесь к шуму современному, вы легко заметите, как в болтовне умников света, в их сочинениях вырываются там и здесь крики скорби и разочарования, высказывается исповедь, счастье не вне путей Божиих. Присмотритесь к себе самим, когда чувствуете вы в душе тихий покой, довольство собою? Не тогда ли, как удастся вам поплакать о грехах своих, оказать услугу другому, укротить в себе тот или другой порыв страсти? Видите, и опыт учит, что совершенство наше в воле Божией.

Странное противоречие людей себе самим. Знают очень много, а делают слишком мало; по познаниям – ангелы света, а по делам – духи тьмы. Отчего это? Оттого, что не творят воли Отца небесного, оттого что творят только свою волю, тешась только собою, кланяясь только себе. Ах! мало говорить, Господи, Господи! Чтобы войти в царствие Божие, надобно исполнять волю Божию (Мф.7:21). Что пользы в обширных познаниях, не говорю о мирских делах, даже о деле душевного спасения, если не творим воли Божией? Не только нет пользы, но большее горе, потому что строже накажут знающего, чем незнающего. «Раб тот, который знал волю господина своего и не был готов и не делал по воле его, бит будет много» (Лк.12:47).

Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли.

Небо – мир духов чистых, ангелов святых; земля – мир людей слабых. Ангелы в писании называются ангелами небесными, обитателями неба (Мф.24:36; Мк.12:25). На земле самые лучшие из людей те, которые, дорожа всего более волею Божией, стараясь со всем самоотвержением исполнять заповеди Божии, говорят о себе, аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем и истины нет в нас (1Ин.1:8). Только на небе, в мире духов святых, постоянно и неуклонно выполняется воля Божия (Пс.102:21). Там царствует любовь святая, любовь смиренная, покорная, любовь заботливая более о других, чем о себе (Евр.1:14; Лк.15:10). «Там нет того, говорит св. Златоуст, чтобы в ином оказывали Господу послушание, а в другом не оказывали; ангелы во всем повинуются и покоряются божественной воле, ибо сказано о них, крепкие силою исполняют слово Его, повинуются гласу». Так Господь желает для нас высшего совершенства. Он желает, чтобы жили мы на земле, как живут на небе. О! Благость вечная! мы столько худы пред Тобою, а Ты все заботиться о нас, Ты все хочешь извлечь нас из темной земной жизни в назначенную нам область. Да, не для грязной жизни определен человек, он назначен для жизни светлых духов. Пр. Касьян пишет, «не может быть молитвы выше той, которою просим, чтобы земное удостоилось сравниться с небесным. Ибо слова, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли, что другое значат, как не то, что да будут люди подобны ангелам, и как те исполняют волю Божию на небе, так и все живущие на земле да творят не свою, а Его волю». Подлинно высок предложенный образец нам для подражания – жизнь ангелов. Но для нас готова сильная благодать Божия, с которою на земле достигали жизни равно ангельской. Наше дело желать, просить, молить, искать, толкать. Тому, кто просить, все дадут. Будем же молить Отца небесного, дабы могли мы творить святую волю Его с тем же чистым усердием, с тою же неколеблющеюся твердостью, с какими выполняют ее жители неба; да водворится и между людьми тоже единодушие, таже любовь взаимная, тот же мир, какими наслаждаются святые ангелы.

Да будет воля Твоя, Отец небесный с нами! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх