Проповеди на праздники:


Беседа III. На псалом 50, в 4-ю неделю поста. 1849 г.

Мы видели, что кающийся Давид просил у Господа очищения нечистот своих, возвращения спокойствия сердцу, полного забвения вины его. Но чем долее молится кающийся Давид, тем более возвышается душа его, тем более высшего касается она в молитве. Теперь он молится,

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоею и Духа Твоего святого не отыми от Мене. Воздаждь ми радость спасения Твоею и духом владычним утверди мя (Пс.50:12–14).

Давид не молит, чтобы слабое сердце его подкреплено было кое-какою помощью. Нет, он знает, он чувствует, он исповедал, что грех глубоко проник в природу нашу. Потому видит и чувствует, что для исцеления больной души нужна великая помощь Божия, необходимо такое действие Божие, которым бы перерождена была душа наша, воссоздана в ней чистота небесная. Доколе сердце ветхо, дотоле все усилия исправить жизнь останутся напрасными, дотоле они могут производить в душе нашей только некоторые исправления, да и те далеко неполные. Давид молит о том же, о чем говорит сам Господь у пророка, и дам им сердце ново и дух нов дам им (Иез.11:18). И, однако, Давид не молит о создании сердца, а о создании чистоты сердечной. Это означает, что не простирает он душевной порчи нашей до уничтожения сил душевных, или что тоже до уничтожения всего доброго в душе нашей, всякой способности к добру. Нет, молящийся Давид ни в себе, ни в других не питает ни гордой самонадеянности, ни лукавой лености.

Духа прав обнови – дух верный, постоянный, твердый среди всех искушений, противоположный тому духу, о котором говорил сам Давид, сердце их не бе право с Ним, и они не были верны в завете Его (Пс.77:37).

Словами, не отвержи мене от лица Твоего, Давид напоминает себе о печальной участи Саула и сознает, что и он сам достоин был той же участи; он сознает и исповедует, что грехами своими заслужил он, чтобы, Бог по правде своей, отверг его от себя, как отверг он Саула. Содрогаясь пред этою участью, он молит Господа, не лишай меня близости к Тебе, которою пользовался я так долго, не отвергай меня от лица Твоего, во свете коего зрел я свет истины и наслаждался таким счастьем; я не достоин того, но по милости Твоей не лишай меня милости.

И духа Твоего святого не отыми от Мене. Нет сомнения, что говоря это, Давид имеет в виду также участь (Саула, о котором сказано, и отсутупи Дух Божий от Саула (1Цар.16:14). Как снишел Дух Божий на Давида, об этом говорит книга царская. И прия Самуил рог с елеем и помаза его среди братии его и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом (1Цар.16:13). Как потеря благодати Духа Святаго Саулом не ограничивалась одною потерею царской власти, а сказано, и отступи Дух божий от Саула и нападе на нею дух лукав, так и Давид, когда молится, чтобы не лишен он был Духа Святаго, имеет в виду не одну потерю царского достоинства. Царским достоинством кающийся Давид не мог дорожить, напротив, в глубокой скорби своей о грехах, он готов был отказаться от всего земного величия, и отказывается. Нет, он опасается более важной, более близкой к душе его потери; он опасается потери благодатных даров разумения воли Божией и творения закона Божия, боится быть оставленным Божией силою и остаться с одним злом. Давид падением своим оскорбил Духа Святаго (Еф.4:30) и в следствие того лишился некоторой части даров Духа Божия, почему молился о возобновлении в нем духа верности и твердости. Состояние его могло наконец дойти и до совершенной потери духа благодати, если бы он остался нераскаянным. Но в таком случае не возвратился бы к нему и Дух благодати, по слову апостола, невозможно вкусивших дара небесного и отпадших паки обновляти в покаяние (Евр.6:4–6). Да избавит Бог каждого сего страшного состояния! Молитва Давида о не лишении Духа Святаго находится в соответствии с молитвою о не отвержении его от лица Божия. Как там он молится о том, чтобы возвращена ему была прежняя близость его к Богу, прежняя любовь Божия к нему; так здесь молит о том, чтобы не только новою изменою не потерять ему Духа Святаго, но и возвратить ему все прежнее изобилие любви к нему Духа благодати.

Воздаждь ми радость спасения Твоего. Вот и здесь молитва о радости. Но это не та радость, о которой молился он прежде, когда говорил, возрадуются кости смиренные. Там было веселие о прощении грехов, так было возвращение мира совести, покоя душе, взволнованной и истерзанной сознанием виновности пред Отцом небесным. Здесь же молитва о радости более высокой, более важной. Здесь молитва о радости спасения Божия, т.е. о радости полного исцеления души, возможного только для Бога, того исцеления, которое совершает Дух Святый. Казалось, за тем, как просил и, конечно, испросил себе Давид возвращения Духа благодати, сама собою, без молитвы Давидовой, должна последовать радость о восстановлении душевного благоустройства. Но видите, о всем надобно молиться, всего надобно испрашивать у Господа, чтобы молитвою очищать душу в сосуд чистый для благодати, чтобы без молитвы возникшая на место молитвы нечистота сердечная не воспрепятствовала благодати продолжать дело её.

И духом владычным утверди мя. Благодатный плод исцеления души есть радость духа и могущество духовное, когда только появление плода сего вызывается духом молитвенным. Утверди меня, молится Давид, духом царственным, могущественным, который бы управлял всеми мыслями, всеми чувствами, всеми желаниями моими, направляя их к Твоей воле. Давид просить себе того духа любви, который, по слову апостола, могуществен и силен наперекор всем бурям жизни земной, который не ищет своего, не раздражается, радуется истине, все прикрывает, всему верит, всего надеется, все переносить (1Кор.13:4–7), который и в радости и в горе верен себе, и в радости не увлекается рассеянием и мечтами о себе, и в горе не дает места в душе безнадежной скорби, – а поет хвалы Богу, все строящему для спасения нашего.

Так Давид в пламенной молитве своей прошел все степени, на которых предложены людям дары милосердия Божия, и взошел на самый высший, коснулся самого престола благодати, где полная любовь Божия дается избранникам Господним. О как благ Господь к ищущим Его сердцем искренним!


Грешники! молитесь молитвою кающегося Давида. Молитва его все доставить вам. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх