Беседа III. Да приидет царствие Твое!
Второе прошение в молитве, переданной Господом: да приидет царствие Твое. Предлагают молиться о чем-то великом и высоком, о царстве Божием. Надобно быть внимательными к предмету молитвы.
Что это за царство Божие?
Бог царствует в мире с самого создания мира. Он сохраняет мир и направляет его к целям, назначенным для него. Без Его ведения, без Его воли здесь ни что не движется, ни что не происходит. Господь на небеси уготова престол свой и царство Его всеми обладает, поет священный певец (Пс.102:19). Но это царство давно началось и непрерывно продолжается. Следовательно, это не то царство, о котором просим, да приидет.
Есть еще царство Божие – царство благодатной свободы, из которого должно раскрыться царство славы. Он в отношении к каждому из нас, как и в отношении к известному народу, точно ожидаемое царство. О нем-то Господь заповедует молиться, да приидет.
Благости небесной угодно было создать нас разумными и свободными. По силе свободы, мы можем быть и любезными детьми Божиими, к счастью нашему, и быть непокорными Богу нашему, к нашему несчастью. Бог желает нам счастья, одного счастья. Зачем же дело стало?
О! как необходимо для людей вселение благодати небесной в сердцах их? Что человек без благодати? Жилище греха, расслабленный, расстроенный организм, где все части действуют неправильно и повреждены неисправимо; организм по начальному устройству прекрасный, но тем более жалкий после расстройства своего. Напрасно самые лучшие люди, самые умные люди, употребляли разные меры поправить этот организм, никакие труды не достигли своей цели. Только благодать небесная в состоянии исправить все. Её мощью возвращается духу человеческому и здравие, и целость, и лучший порядок бытия. Её мощью является в душе царство Божие, или, как описывает это апостол, правда и мир радость о Дусе святе (Рим.14:17).
Да приидет царствие Твое! К кому? К нам? Не сказано того. Да и молитва обращена к Отцу не одних нас. Так как Бог – Отец всех людей, то не за себя только, но за всех молимся, да приидет царствие Божие. И как много между детьми Отца небесного таких, к которым еще не пришло царство благодати! Язычники не знают истинного Бога и кланяются разным мнимым богам. Какое в них царство Божие? Иудеи отказались от Христа Господа и остаются с нечестием против Бога отцов своих. Какое в них царство Божие! Магометане чтут лжепророка и грубую плотскую жизнь. Разве тут можно подозревать царство Божие? Сын Божий приблизил к нам царство небесное (Мф.4:7), основал церковь святую и освящающую. Но во всех ли христианских сердцах царствует Христос? Царствует ли Он в еретиках и раскольниках? Нет. Что общего у истины Божией с ложью человеческою? Царствует ли Христос во всех православных христианах? Увы! Нет. Если многие и очень многие служат страстям, то в них царствует грех (Рим.6:12), а не Христос. Если многие хлопочут о том только, чтобы устроить как можно более удобною, как можно более веселою жизнь земную, то нам сказано, что путь неумеренных желаний земного – не путь к царству небесному, а путь к аду (Мф.7:15). Было время, когда христианство, со всеми его небесными сокровищами, считали ненужным, его гнали, его топили в крови человеческой и на место его вводили религию разума. Но потом увидели, что, изгоняя христианство, изгоняли нравственность, правление, правду, домашнее счастье, счастье общественное, и водворяли господство зверских страстей; увидели и с ужасом отступили от пропасти всепоглащающей. Прошли десятки лет, урок забыт. И вот снова принимаются за прежнее, правда, не с прежнею дерзостью, но не с прежнею ли настойчивостью? По-прежнему только и хвалят разум, по-прежнему холодны, равнодушны, под час и презрительны к небесной вере. О! Боже мой! сколько великих дел Твоих напечатлено на вере Христовой! Сколько веков говорят о бессилии человеческом! Бедное человечество!
О! будем молить Бога, да приидет царствие Его и к неверующим, и к верующим. Молиться за неверных и заблудших подает нам пример св. церковь, которая молится «о соединении всех».
Царство благодати приходит, когда ум, дотоле омраченный страстями, озаряется светом небесным, познанием учения евангельского, и воля со всею твердостью стремится жить по закону Христову. Это царство Божие приходит неприметным образом и, основываясь в душе, раскрывается духовно, незримо. Не приидет царствие с усмотрением. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:20. 21), сказал Господь. Оно не вдруг и не скоро водворяется в человеке, грех, царствующий в испорченной природе нашей, долго не уступает своего места для благодати. Потому надобны усилия, необходимы подвиги для того, чтобы водворялось в нас царство Божие (Лк.16:16). Тесен путь и узки врата, которыми надобно входить в царство Божие (Мф.7:14). Даже и без поблажек наклонностям худым, даже и без намеренного приготовления пищи для слабостей природы нашей не легко ввести в душу порядок Божий, царство уставов Божиих. Что же думать о той бедной душе, у которой двери сердца отворены для всех нечистот? Сам апостол Павел не надеялся, чтобы прежде гроба греховная природа перестала тревожить его (Рим.7:24). Потому до гроба прежде всего надобно искать царствия Божия и правды Божией (Мф.6:33). До гроба надобно повторять молитву, да приидет царствие Отца небесного. Каждый день и до гроба надобно молиться молитвою церкви, «Царю небесный. Утешителю. Душе истины, иже везде сый и вся исполняя, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякие скверны и спаси, Блаже, души наша».
Так как грех не перестает до гроба наносить скорби душе о благодатствованной, то естественно, что она молит, да приидет царствие то, которое должно открыться за пределами гроба. Она желает того тем более, что на земле не видит ничего приятного для себя, а напротив, встречает беды и скорби, гонение и ненависть, со стороны своих и чужих. «Желаю разрешиться и быть со Христом, ибо это для меня гораздо лучше», так говорил апостол (Флп.1:23). Желает и скончавается душа моя во дворы Господни (Пс.8:2). Вскую пришельствие мое продолжися? «Зачем долго длится странствование мое?» Так вопиет Давид. Люди Божии, хотя, живя на земле, не знают вполне, каково будет блаженство святых за гробом, но они столько знают его, чтобы стремиться к нему всею душою. «Возлюбленные, пишет св. Иоанн, мы уже дети Божии, но еще не знаем, что мы будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, ибо узрим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). Рабы Божии не видят с земли полной славы небесной, но знают, что там все слезы их осушатся, все страдания кончатся, всякий мрак скорби заменится светом радости и веселия, подвиги заменятся торжеством, смирение славою, вера видением, надежда обладанием. Бедная душа моя! ты должна воздыхать о царствии небесном; о царствии славы святых, по крайней мере для того, чтобы не привязывалось сердце твое к суетным благам земным, чтобы не скорбело оно тогда, как против воли отнимают у него прелести времени. Ты должна воздыхать о небесном царстве и вместе с рассудительным разбойником взывать, помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Твоем.
Так, братия, с словами, да приидет царствие Отца небесного, должны мы соединять желания и мольбы, да озарит свет благодати умы неверующие и заблуждающие, да раскроется в душах верующих жизнь благодатная, да сподобимся участия в наследии вечной славы! Аминь.