Проповеди на праздники:


Беседа II. Сице молитеся, да святится имя Твое

Вот первое прошение наше, по наставлению Господа! Слова простые, знакомые по буквам, но легки ли для разумения? Не совсем. Да благословит Господь Бог размышление наше о значении их!

Да святится имя Твое.

Святить – означает на языке писания, или освящать, делать чистым и святым, когда, например, говорится, святый да святится еще, или признавать святым и чистым. Первое значение, конечно, неуместно в отношении к всесовершенному и остается принять последнее. Имя Божие нередко употребляется в писании для означения Самого Бога. Итак, да святится имя Твое – означает да признают Тебя святым, о Боже! да покланяются и славят Тебя, великий!

Таково первое прошение, первое чувство, ожидаемое от нас Господом! Это и естественно; это необходимо для души нашей. Если мы дети Отца небесного, то для нас ничего не должно быть дороже, ничего выше имени Отца нашего небесного. Как не благоговеть нам пред Тем, Кем созданы небо и земля? Посмотрите на миры небесные, как они громадны и в каком стройном порядке! Кто только имеет смысл и чувство, не может без изумления, без благоговения, без трепета думать о том чьею мощью все это создано и существует. И Творец человека не достоин ли хвалы благоговейной? Господи, что есть человек, яко помниши его или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честью венчал еси его, вся покорил еси под нозе его. Забывчивые сыны земли! Станьте на краю могилы своей; в ней – тление и прах, а за нею – вечность, за нею – суд правды неумолимой. Не правда ли, что легкомыслие жизни вашей – безумие? О! Боже мой! Вот пред очами нашими распятый Сын Твой. Он – пример тому, как строга правда Твоя, она не пощадила Сына Твоего; Он распят за наши грехи. Он распался за нас, с тем чтобы мы святили великое имя Твое.

Чадам ветхого завета было сказано, не приемли имени Господа Бога твоего всуе. Чада нового завета молятся, да святится имя Твое. Там запрещалось всякое неуважение в имени Бога, как-то, употребление имени Божия в пустом, нескромном разговоре, в ложной клятве, в хуле. Здесь ожидается прославление имени Божия. Такова разность служения Моисеева и христианского! Христиане! высоко звание наше; многого ожидают от нас!

Имя Божие святится и прославляется в словах наших, когда мы не только удерживаем язык наш от празднословия, злоречия и лжи, но и употребляем в орудие славословия Господу и в назидание ближних.

Оно святится в наших мыслях, когда, поставляя себя в присутствии Божием, не только остерегаемся осквернять ум преступными, дерзкими мыслями, но упражняемся в благоговейных размышлениях о делах Божиих и явлениях святой истины Божией. Помните, мерзость Господеви помысл неправедный (Притч.15:26).

Оно святится в нашем сердце, когда, не допуская его до ощущений плотских и нечистых, оживляем его радостью о чудных делах благодати Божией и печальными чувствами о своих немощах и грехах. Господа Бога освятите в сердцах ваших, учит апостол (1Пет.3:15).

Оно святится в делах наших, когда мы, удаляя от себя преступные желания, позвавшему ны святому и сами во всем житии будем (1Пет.1:15). Тот, для кого дорога слава Божия; кто благоговеет пред Господом своим, каждый раз, как только звон колокола зовет его в храм Божий, не говорит себе, я пойду в церковь в другой раз, теперь у меня другие дела, – теперь и душа не к тому расположена. Нет, он оставляет все дела, чтобы совершить самое великое дело – славить Господа; он идет в храм Божий, чтобы оживить черствую душу свою животворными словами Божиими; он идет и понуждает себя славить Бога, исповедует немощь и грехи свои, и молитвою низводит на себя благодатный дух сокрушения.

Так, братия, когда произносим мы прошение наше, да святится имя Твое, пусть весь состав ваш говорит, не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дождь славу (Пс.63:9). Не допусти нас, чтобы лукавое самолюбие склоняло нас кланяться себе самим, а не Тебе – Богу нашему, искать славы своей, а не славы Твоего имени, которое одно должно славиться во всем.

Да святится имя Твое.

Дети, крепко любящие отца своего, не только сами высоко чтут имя отца своего, но желают, чтобы чтили его и другие. Так и мы, дети Отца небесного, должны поступать в отношении к Отцу нашему. По любви к Отцу небесному, мы должны желать и просить, чтобы имя Его прославляемо было всеми. Ах! если не в нас только грехи не дают распространяться свету славы Божией, но тоже видно и в других, как не скорбеть о том, как не молиться, да святится имя Божие везде? Этому должно быть и по любви нашей к братиям, которых счастье и блаженство невозможны без славы имени Божия; по любви к другим, должны мы напоминать им, чтобы они благоговели пред Богом. Оставим, говорят, в покое другого, зачем тревожить других! Но покоя ли желают в таком случае другому? Счастье ли готовят ему? Нет, желают гибели его, как и своей. На чем основывается покой наш, временный и вечный? На чем держится благоденствие обществ человеческих? На благоговении пред именем Божиим. Без того, страсти людские все разрушают. Кто не уважает Владыки вселенной; для того все ни почем, и законы, и власти, и покой, и жизнь других – он приносит в жертву страстям своим. Оставим, говорят, другого в покое. Но безопасны ли сами от того? Не отделять зараженного чумой от общества людей значит покушаться на безопасность и жизнь целого общества. Оставим, говорят, каждого со своею совестью. Нет, не так рассуждают лучшие люди, которые хорошо знают, как ошибается совесть людская, к несчастью своему и других. Пророк говорит: ревность дому твоего снеде мя, поношения поносящих ти нападоша на мя (Пс.68:10). Так принимал он близко к сердцу своему неправды, взносимые на Бога своего! Он считает дело дома Божия за свое дело и жарко отстаивает неприкосновенность дома Божия. Апостол с скорбью писал об известном обществе людей, «все ищут своего, а не того, чего желает Христос Иисус» (Флп.2:21). Кто так полон любви, как Спаситель наш? И, однако, Он бичом выгнал из иерусалимского храма торговавших в нем. Почему? Только по свободной ревности к дому Отца небесного. Кто, из боязни людей, из ложного стыда пред людьми, равнодушен будет к оскорблениям имени Божия, холоден будет к нему и Отец небесный в вечности. Если же мы здесь будем славить Отца небесного вслух людей; если здесь будем бестрепетно обличать хулящих имя Бога нашего, Он прославит нас там, на небе, пред сонмом ангелов своих (Мф.10:32). Отцы и матери семейств, начальники и наставники! На вас особенно лежит долг не допускать, чтобы кто-либо из ваших говорил непочтительно о вере, о св. писании, о богослужении, о Боге. Поберегите себя, поберегите других, от гнева правды Божией. Мы все должны желать, да святится имя Божие в людях. Молитва и здесь – первое дело наше. Незримая сила Божия, низводимая с неба молитвою, даже без слов наших, в состоянии обратить дерзкие сердца к благоговению пред именем Божиим; особенно, надобно, обращаться с просьбою только к Богу, когда просьба к людям остается бесполезною. Бог всемогущ, а мы что? Слабы мы, слепы мы, не зрячи и другие, в отношении к духовным предметам. Потому и в отношении к другим, как в отношении к себе, должны мы испрашивать помощи небесной для прославления имени Божия.

Да святится имя Твое, Отец небесный, и в нас, и в братиях наших! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх