Бегство учеников
О состоянии учеников евангелисты говорят достаточно подробно. В конце Прощальной беседы Иоанн сохранил предсказание Иисуса, что ученики рассеются и оставят Его одного (Ин.16:32). Это предсказание – словами ветхозаветного пророка – сохранили и синоптики (Мф.26:31; Мк.14:27), которые относят его к пути Иисуса из горницы, где была совершена вечеря, на гору Елеонскую. Мы видели, что к этому же моменту относит это предсказание и Иоанн. Синоптики согласно свидетельствуют о том, что во время моления о чаше ученики (все ли трое?) были отягчены сном – евангелист Лука поясняет (Лк.22:45): от печали. Когда настала опасность, они бежали (Мф.26:56; Мк.14:50). Можно ли говорить о действительной опасности? По свидетельству Ин., Господь тотчас же принял меры, чтобы оградить учеников (ср. Ин.18:8–9). Кое-кто оказался более стойким. В Мк. рассказан случай с нагим юношей (Мк.14:51–52). Он сделал попытку идти за Иисусом. Но когда его схватили за покрывало, он его бросил и убежал нагой. Кто это был? В науке были высказаны разные догадки. Наибольшее распространение получила та, которая видит в нём евангелиста Марка, по той причине, что он один сохранил – как подпись в углу картины – воспоминание об этом случае. Доказать это мнение невозможно. Если оно отвечает действительности, оно может быть и некоторым аргументом в защиту другого распространенного предположения, что Сионская горница находилась в доме Марии, матери Иоанна-Марка (ср. Деян.12:12). Дольше других держался Петр. О его троекратном отречении повествуют все четыре евангелиста (Мф.26:58, 69–75; Мк.14:54, 66–72; Лк.22:54–62; Ин.18:15–18, 25–27).