Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть
Друзья, пред разлукою прощаясь друг с другом, после того как скажут «прости», не раз снова начинают сладкую беседу любви. Спаситель, окончив утешительную беседу о вере и любви, сказал ученикам: возстаните идем отсюду. Вместе с тем Он восстал с вечери, и ученики приготовились, чтобы идти из горницы, где была она совершена. Но любовь Его еще и еще хочет беседовать с любимыми учениками. И вот тогда, как Господь и ученики готовы были выйти из горницы, Господь останавливается (Ин. 18:1) и в притче о виноградной лозе изображает таинственное общение Свое с верующими.
Содержание беседы о лозе таково: сперва предлагает Спаситель самое сравнение (Ин. 15:1–3); затем, объясняя сравнение, говорит об отношениях, в каких ученики Его должны быть к Нему (Ин.15:4–11), и об отношениях, какие они должны соблюдать между собою (Ин.15:12–17).
Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть – Спаситель сравнивает Себя с виноградною лозою и притом говорит, что Он есть лоза истинная. Когда называется Он истинным светом (Ин. 1:9) и истинным хлебом (Ин. 6:32), то названия сии указывают, что в Нем, в самом точном и самом лучшем виде, выражается действительность света и хлеба. Подобно сему, когда Он именует Себя Лозою истинною, сие именование внушает, что ни в ком, как в Нем, не отражается так полно действительность сего растения, тогда как Израиль, изображенный у Пророков в виде виноградника (Ис.5:1; Иер.2:21), не усвоил себе добрых качеств сего растения. – Полное отражение всего, что содержит в себе лучшего лоза, находится в Христе Иисусе и особенно по отношению Его к верующим; связь между Ним и верующими есть такая же действительная, как и связь между лозою и ветвями. Как из лозы переходят соки в ветви, и ветви получают жизнь от лозы, так Христом живут верующие.
И Отец мой делатель есть. Отец небесный есть высший и полный Деятель во всем, чтó происходит в мире и, в частности, в царстве духовном. Он есть Виноградарь, возрастивший духовную лозу – Христа Иисуса, пославший Его в мир в образе человека для спасения людей (Гал. 4:4) и из сей лозы произращающий духовные ветви – верующих всей вселенной, благословляющий нас во Христе всяким благословением духовным (Еф.1:3). Ину притчу слышите, так говорил Спаситель в слух Иудеев: человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем, и отыде (Мф. 21:33). Не думаете ли, слушатели, что Отец небесный есть Вертоградарь только по отношению к целой Церкви Христовой? Нет! Он и в отношении к каждой верующей душе, и по отношению к моей и к твоей душе, брат мой, есть усердный Вертоградарь, о каждой розге печется Отец небесный: всяку розгу, не творящую плода, измет ю (Ин.15:2). Мы все и каждый – творение Его, созданное во Христе Иисусе на добрые дела (Еф. 2:10). С каким же страхом, с каким благоговением надобно нам быть внимательными к делу спасения нашего! Одна мысль о том, Кто печется о спасении души нашей, должна приводить нас в трепет при каждом наклонении души нашей ко греху.
Всяку розгу о Мне, не творящую плода, измет ю: и всяку, творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет (Ин.15:2).
Спаситель под именем розги или ветви виноградной разумеет не иудеев и не язычников, поскольку указует розгу о Нем, или в Нем, живущую, такую розгу, которая выросла из Него, как из винограднoго стебля. Итак, он говорит о христианах, о верующих в Него. – Даже и согрешающие, но кающиеся христиане не отсекаются от Церкви. В этом уверяет нас слово Божие, представляя Церковь то под образом поля, где вместе с пшеницею до времени растут и плевелы (Мф.13:24), то под образом невода, который захватывает рыбу всякого рода (Мф.13:47).
Всяку розгу, не творящую плода, измет ю. Розга, которая вовсе не приносит плода, отсекается. Так поступает небесный Вертоградарь с бесплодною душою. Душа бесплодная – это та душа, которая не приносит духовных плодов, указываемых Апостолом: любви, мира, долготерпения, кротости, воздержания и других добродетелей (Гал. 5:19–22). Благодатные соки духовной Лозы принимаются и обращаются в жизнь души свободною волею, и потому от свободной воли зависит приносить или не приносить духовные плоды – так же, как на нее падает и ответ за пренебрежение дарами небесными. Суд Отца небесного, поражающий бесплодные души, Спаситель подробно объясняет далее (Ин.15:6).
Всяку, творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Спаситель говорит об отношении небесного Отца к плодотворной душе так, как бы говорил о ветвях. Вертоградарь обрезывает некоторые ветви на плодовитой розге с тем, чтобы было более плода на розге: без того на розге было бы много листьев, но мало плода, или не было бы столько силы для образования плодов, сколько может быть после отнятия некоторых ветвей. Точно так небесный Отец отребляет, очищает духовные розги, верующие во Христа души. Он очищает их живым и действенным словом Своим, которое проникает до самых глубин сердца (Евр.4:12). Он подвергает их скорбным испытаниям, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати греху (Рим. 6:1, 6). Без внутренних или внешних потрясений они могли бы покой, предоставляемый обстоятельствами, принять за покой души, умиротворенной благодатию и, оставаясь без духовного трезвения, могли допустить в сердце целые толпы грехов. Отец небесный испытывает их то борением со страстями, то лишениями внешними, дабы не только пребыли они твердыми в добре, но и преуспевали в духовном совершенстве (1Кор. 15:58). Это действие Божие в сердцах верующих Пророк изображает под видом очищения серебра в огненной плавильне (Мал. 3:2–3).
Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам (Ин.15:3). Спаситель прежде говорил ученикам: вы чисти есте, но не вси (Ин. 13:10). Это было тогда, как был с ними Иуда. Теперь предателя не было между ними, и Он говорит просто: уже вы чисти есте. Чистота, какую имели теперь Апостолы, зависела собственно от слова Его: иначе и они были нечисты. Это есть чистота не только мыслей, но и сердца. Это есть готовность душ приносить лучшие и обильные плоды по ожиданию Отца небесного (Ин.15:2), но только пока готовность на дела высокие, и, следовательно, это еще не то совершенство, какое могли иметь искренние ученики Христовы впоследствии, при более обильном излиянии на них даров благодати. Вы чисти есте за слово, еже глаголах вам. Прежде того Вертоградарем, очищающим розги, назван Отец небесный; здесь очищает души словом Своим Спаситель мира. Это потому, что как Отец доселе делает, так делает и Сын (Ин. 10:10). Что это за слово, которым очищены ученики! Без сомнения, учение Спасителя, столько высокое, столько отличное от ошибочного учения книжников, много очистило мысли учеников от разных предрассудков и заблуждений иудейских. Но Спаситель, повторяя слова, сказанные при омовении ног, дает видеть, что сего очищения не последовало бы, если бы учение Его не соединено было с тайною благодатною силою, без которой, по Его же слову, нельзя было иметь им части с Ним (Ин. 13:8).
Итак, вот общие отношения благодати к душам верующим! Верующие по жизни духовной находятся в такой же зависимости от Господа Иисуса, в какой находятся виноградные ветви от виноградного ствола: духовные силы, как соки из корня в ветви, переходят в верующих из Христа Иисуса. Сам Отец небесный есть Делатель, Который возращает каждую духовную розгу, верующую душу, если только сама она не противится благому попечению о ней небесного Вертоградаря.
О когда бы твердо помнили мы сей урок Спасителя! О когда бы наставление небесного Учителя было постоянным стражем души нашей! Господи Иисусе! Ты сего желаешь. – Да будет с нами Твоею силою то, чего желаешь Ты для нас. Аминь.