Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их
Чем Спаситель умолял Отца небесного за учеников Своих в словах молитвы Своей? Он говорил, что: а) ученикам Его открыто великое имя Отца небесного, и они сохранили слово Его (Ин.17:6); б) они познали, что учение Сына есть откровение Самого Отца и Сын есть Посланник Его (Ин.17:7–8); в) они принадлежат Отцу и в них прославился Сын (Ин.17:9–10); г) они одни остаются в мире (Ин.17:11–13). Далее изображал Он eщe ненависть мира к ученикам Своим (Ин.17:14–16) и, наконец, молил о посвящении их служению истины (Ин.17:17–19).
Аз дах им слово Твое, и мир возненавиде их, яко не суть от мира, яко же и Аз от мира несмь (Ин.17:14).
Мир ненавидит их за то самое учение, которое приняли они от Сына Божия; ненавидит и за то, что они не принадлежат к миру, как и Он не принадлежал. Как же это так, что мир ненавидит учеников Христовых за учение Христово? Учение Христово – учение чистое, святое, божественное, но оно не нравится миру оттого, что оно восстает против страстей, заблуждений, предрассудков, и принять его душою искреннею значило бы для мира то же самое, что отказаться от самого себя. Всяк бо делаяй злая ненавидит света, и не приходит к свету да не обличатся дела его, яко лукава суть (Ин. 3:20). С другой стороны, последователи Христовы ненавидимы миром оттого, что, преобразованные учением Христовым, они любят не то, что любит мир, не принимают того, что хвалит мир, одобряют правила жизни вовсе неприятные для мира, тогда как мир слишком самолюбив, любит свое и не дозволяет пренебрегать его судом (Ин. 17:16, 13:19). Странно быть одиноким в мире, но сладчайший Иисус в утешение указывает ученикам Своим, что и Он Сам был чужим для мира, Он – Господь их и Учитель, высочайшая мудрость и высочайшая святость, возлюбленный Сын Отца небесного.
Не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни (Ин.17:15).
После того, как столько отрадного ожидало учеников от соединения их с Господом Своим, а в мире нельзя было ожидать им для себя ничего, кроме скорбей и гонения, не легко ли было подумать им: зачем же Он не берет нас с Собою? Зачем оставляет нас в мире, столько недружелюбном к нам? Как нередко эти вопросы исторгаются из глубины сердца при встрече со злобою мира! Как нередко последователи Христовы глубоко воздыхают о том, что долго длится скорбная земная жизнь их! Особенно те, которые еще не изучили долгим опытом путей Божиих и только недавно вступили на тернистый путь Христов, по временам до того смущаются горькими искушениями, что не знают, что и думать о назначении земной своей жизни. В их душе вторится печальный зов: зачем, Господи, долее жить нам? Не по силам нашим бороться с миром и грехом; о возьми нас к Себе, Благость небесная! Не молю, да возмеши их от мира, отвечает на такие жалобы Господь Иисус. Почему же это так? Он хочет, чтобы ученики Его еще оставались в мире. Для чего же? Для блага их и для блага Церкви Его. Апостолам надлежало еще очиститься Духом Святым; им надлежало пройти вселенную с евангельскою проповедию, много потрудиться для распространения учения Христова, чтобы нарещись великими в царстве Христовом. Такова была воля Божия о них! Если Господь коснит взять тебя с земли, – бедный странник земли, поверь, это нужно для тебя же самого. Посмотри ближе на себя, посмотри глубже в твое сердце; ты увидишь, что еще много земного в твоем сердце, много пристрастий к миру, много самолюбия мечтательного, мало твердости, достойной ученика Христова; ты увидишь, что для излечения этих болезней души твоей нужно еще довольно времени, довольно испытания и подвигов. Благоговей же пред благою о тебе волею Отца небесного.
Молю, да соблюдеши их от неприязни. Мир опасен потому, что к своим преступным правилам жизни Он склоняет то лестию, то насилием. Нет сомнения, что кийждо искушается от своея похоти, влеком и прельщаем (Иак. 1:14). Но нет сомнения и в том, что предметы, любимые грешным миром, сильно раздражают наши наклонности к злу, и много надобно иметь твердости, много сил, чтобы противостоять обольщениям грешного мира. – Как ни странно, но обольщенные грехом люди, делая себе зло, желают делать зло и другим, даже оскорбляются, если не успевают делать зло. Против сего-то пагубного дыхания мира и испрашивает Господь Иисус небесной помощи для учеников Своих. Он молит, чтобы Отец небесный сохранил их от порчи, какую готов нанесть им мир (Апок. 3:10).
От мира не суть, якоже и Аз от мира несмь (Ин.17:16).
Спаситель и прежде делал такой же отзыв об учениках Своих. Но там Он объяснял положением Апостолов ненависть мира к ним. Здесь же тем же положением их умоляет Отца небесного о сохранении их от пагубного влияния мира. – И подлинно, если они от мира не суть, то значит, что они – дети Отца небесного, Его избранные; а оставит ли Он избранных Своих без защиты? Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, долготерпя о них? (Лк. 18:7) Если они от мира не суть, то значит они любят только волю Отца небесного и отказались от всех благ мира; а не Сам ли Отец небесный обещал быть отцом для тех, которые раз навсегда откажутся от мира? (2Кор. 6:17–18).
Святи их во истину Твою, слово Твое истина есть (Ин.17:17).
Спаситель молится сими словами за служителей веры Его; это ясно показывают последующие слова Его: Аз посылаю их в мир (Ин.17:18). Что же испрашивает Он для них у Отца небесного? На языке ветхозаветном «освящать» означает «отделять что-либо для Бога, отдавать на служение Ему». Так были и вещи святые – образы новозаветных тайн. Но и в Ветхом завете посвящение священников и первосвященников соединялось с действием благодати Божией, а не ограничивалось одним отделением их на служение Богу. А новозаветное освящение служителей Божиих может ли быть без благодатного освящения их? Время Нового завета есть время преимущественного излияния благодати Божией на людей (Деян. 2:17). И новозаветное откровение не знает другого освящения, кроме посвящения души Богу чрез отлучение ее от греха, кроме осенения души освящающею благодатию (Евр. 2:11, 13:12; 1Фес.5:23; Рим. 11:16; 1Кор.7:14; 1Петр.1:15–22). То же значение освящения видно у Спасителя и из связи мыслей. Если Он пред тем имел в виду неприязнь мира, опасности от наклонностей к злу, раздражаемых грешным миром, не следует ли за тем ожидать для них особенной небесной помощи? Отделяя Апостолов на служение истине без освящения их благодатию, Он только возложил бы на них новую тяжесть, тогда как и без того им очень тяжело. – Древний учитель говорит: «Они имеют нужду в освящении Духа, чтобы могли без остановок со стороны зла пройти вселенную». Так молитва: святи их во истину Твою означает: освяти их благодатным освящением для служения истине. Так, эта молитва есть первая архипастырская молитва об освящении служителей Церкви Христовой: это есть та молитва, по силе которой облеченные образом верховного Пастыря Христа низводят освящающую благодать на посвящающих себя служению вере.
Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир (Ин.17:18).
«Для него обыкновенное дело, – замечает св. Златоуст, – говорить о будущем как о настоящем». Послание Апостолов в мир на евангельскую проповедь совершилось собственно по освящении их Духом Святым. Испрашивая благодать освящения для посланников Своих, Господь указывает на величие служения их. Кем и к кому они посылаются? Чью волю и кому должны они возвещать? Они посылаются в мир: значит должны входить в сношения с людьми грешными, которым приятно только то, что льстит страстям их и слишком мало нравится святое. Они посланники Самого великого Архиерея – Сына Божия; они должны сказать целой вселенной волю Божию. Много им надобно иметь власти и силы, чтобы выполнить свое дело пред миром. Это великое значение свое знали и высказывали Апостолы для вразумления мира. Он «поручил нам слово о примирении», говорил св. Павел, убеждая примириться с Богом (2Кор. 5:19). «Я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнию, только бы совершить с радостию свой путь и служение, которое я принял от Господа Иусуса, проповедывать Евангелие благодати Божией» (Деян. 20:24).
И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину (Ин.17:19).
Что значат слова: Аз свящу Себе? Нельзя разуметь их о посвящении для послания в мир (Ин. 10:36), поскольку Спаситель в молитве Своей не только о посольстве Своем (Ин.17:8–18,21,23,25), но и о всей земной жизни Своей (Ин.17:4,11) говорит как о деле уже оконченном, между тем здесь говорит: свящу Себе. Не разумеется здесь и такое освящение благодатное, в каком мы имеем нужду, поскольку Он свят с самого рождения Своего (Лк. 1:35). Тем не менее употребляет Он о Себе то же слово, которое сказал о людях: свящу (Ин.17:17). Основная мысль освящения там и здесь – одна и та же. Христос Иисус является как священник и жертва, приносит Самого Себя, как Агнца Божия, на освященное жертвенное употребление. Должно ли разуметь о Христе вместе с тем и нравственное освящение? Апостол учит: аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию. И совершився бысть всем послушающим Его виновен спасения вечнаго (Евр. 5:8–9). Подобаше бо Начальника спасения их страданьми совершити (Евр. 2:10). Тогда рече: се иду сотворити волю Твою, Боже (Евр. 10:9). Таким образом, искупительная смерть была подвигом доброй воли и по тому самому имела свое высокое значение, что была подвигом человеческого естества, претерпевшего муки. Такое значение соединяли с словами Спасителя св. Афансий и Кирилл Александрийские. Последний писал: «за наши грехи освятил Себя, т.е. посвятил Единородный и принес как священную жертву в благоухание Богу и Отцу... Освящается за нас во Святом Духе, не так, как другой освящает Его, но Сам освящает плоть Свою. Ибо принял Духа, который есть Его, и принял, как человек, а дал Себе Его, как Бог. Это совершил Он для нас, дабы из Него истекала благодать освящения на весь род».
Слава Тебе, Освятителю сердец человеческих! Аминь.