Аще мир вас ненавидит: ведите, яко Мене прежде вас возненавиде
Тяжело любящему сердцу встречать вражду и ненависть там, где оно хотело бы видеть только мир и любовь. Особенно больно бывает, когда за любовь платят ненавистию, за услуги искренности – насмешками. Душа до того смущается иногда такими скорбными встречами, что как бы начинает ослабевать в своей любви к другим. Потому-то Господь Иисус вслед за тем, как предписал заповедь о любви, решает сомнения, встречаемые любовию со стороны мира.
Аще мир вас ненавидит: ведите, яко Мене прежде вас возненавиде (Ин.15:18).
О ком говорит Спаситель, упоминая о мире? Мир – общество людей нечестивых, которые не знают и не любят истины Христовой (Ин. 15:19). Таков для Апостолов сперва был мир иудейский (Ин. 1:10, 7:7), потом мир иудейский и языческий (1Кор. 6:2). Мир нечестивый есть общество людей, которого начальник есть князь тьмы (Ин. 12:31, 14:30), иначе называющийся богом века сего (2Кор. 4:4). Под его влиянием люди ненавидят людей и еще оправдываются в своей ненависти, виня тех, которых ненавидят. Странно и не без боязни можно встречаться с такою неожиданностию (1Ин. 3:13). И вот Спаситель одушевляет рабов Своих мужеством. Чего страшиться, чему дивиться тут? – говорит Он. Если мир восстает против тебя за то, что ты следуешь Господу твоему, стараешься мыслить и жить благочестиво, делаешь добро другим от искренней души, состояние твое не есть необыкновенное, опасность твоя не есть нечаянная. Господь и Учитель твой прежде тебя перенес ненависть мира, и какую ненависть? – самую жестокую. Да, Апостолы в то время, как преподавал им Господь это наставление, еще не много испытали неприязни со стороны мира (Ин. 7:49, 9:22; Мф. 21:15). Но они уже знали по опытам, что мир пылает злостию против учителя и Господа их. Например, они сами говорили Ему: Равви, ныне искаху Тебе камением побити Иудее и паки ли идеши тамо? (Ин. 11:8). Особенно же злоба мира против Иисуса Христа открылась в последние дни земной Его жизни. – Какое же в том утешение для гонимых миром последователей Христовых, что мир еще прежде ненавидел Господа их? Первое утешение то, что последователи Христовы гонением поставляются в положение, сообразное с положением Учителя и Господа их. Чего им и желать более, как не сообразности во всем с Тем, Кто так любезен для них? Презрение мира к ним – почесть для них, так как мир презирал и Господа их. Далее мысль, что и Христос был ненавидим миром, утешительна еще потому, что освобождает нас от сомнений, мир ли прав, который гонит нас, или мы невинны, которых он гонит. Известное дело, что мир, преследуя рабов Христовых, не считает себя виновным, а отыскивает причины своей неприязни в жизни последователей Христовых. Так, когда последователи Христовы чуждаются рассеянной и чувственной жизни, столько любимой миром, он называет это излишнею строгостию, диким упрямством, их простоту и смирение выдает он за низость души. Но когда знаем, что мир говорил и о Христе: неистов есть (Ин.10:20), жестоко слово Его (Ин. 6:60); когда знаем, что мир ненавидел Господа, несмотря на то, что жизнь его была преисполнена святости, чистоты и мудрости, ненавидел Его, несмотря на то, что, кроме добра, ничего не делал Он людям, то не остается сомнения в том, что мир напрасно оправдывает себя в ненависти к последователям Христовым, что причина ненависти его заключается в его несправедливости, что он не видит истины и правды и не любит ее.
Аще от мира бысте были: мир убо свое любил бы. Яко же от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин.15:19).
Вот и объяснение тому, что причина ненависти мира к последователям Христовым заключается в самом мире. – Слепое самолюбие мира заставляет мир ненавидеть последователей Христовых. Если бы последователи Христовы принадлежали к миру по своим мыслям, по своим расположениям, по своей жизни, мир свое любил бы. Он любит то, в чем находит свое и себя самого. Он любит свои правила, свои обычаи, свой образ мыслей и поступков. Пусть все это недостойно лучших потребностей человеческих: но чтó до того? Мир свое любит и не любит чужого, гордость его ослепляет его. И гордость же его оскорбляется тем, что жизнь последователей Христовых, даже и без слов, обличает и опорочивает то, что выше всего ставит мир: она не терпит, чтобы в виду всех унижали любимый ею образ мыслей и дел, и мстит тем, которые позволяют себе это делать. Последователи Христовы, прежде чем отделены были от мира призванием и учением Христовым, также принадлежали к миру; они также были, как свидетельствует Апостол, несмысленными, непокорными, заблудшими, рабами похотей (1Тим. 3:3–5), и тогда не гнал их мир. Точно так же проповедников лжи и разврата мир любит, потому что они его, потому что они проповедуют любимое миром. «Они (ложные учители) от мира, потому и говорят по-мирски и мир слушает их» (1Ин. 4:5).
Поминайте слово, еже Аз Рех вам: несть раб болий господа своего... (Ин.15:20).
Неоднократно Спаситель говорил то приточное слово, которое произнес Он теперь (Мф. 10:24–25; Лк. 6:40; Ин. 13:16). Оно полезно для учеников Его во многих отношениях. Оно объясняет им участь их среди мира. Аще Мене изгнаша, – если гнали Учителя, дивно ли, что гонят учеников? Аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут. Как слушали слова Учителя, так будут принимать и слова учеников. – Тяжело встречать невнимание к словам искренней любви, тяжело видеть бесплодность усилий обратить людей на путь истины и святости: но ученикам Христовым нельзя быть выше и сильнее Учителя их и Господа, Которого также не слушали.
Но сия вся творят вам за имя Мое, яко не ведят Пославшаго Мя (Ин.15:21).
Немощная природа наша нелегко мирится с горькою долею последователей Христовых и тревожно спрашивает: за что такая доля лучшим людям? Глубокий ответ дает Спаситель: сия вся творят вам за имя Мое, яко не ведят Пославшаго Мя. По учению Спасителя, ненависть мира, преследуя лучших людей, преследует собственно самого Господа Иисуса, соединившегося внутренним, таинственным образом с верующими и действующего в их душах; а Его преследует мир потому, что не знает Бога. Мир говорит на словах, что знает он Бога: но это только слова, а не убеждение сердечное. Глубокое знание Бога соединено с таким же знанием самого себя; а зная себя, свою испорченность, свою виновность, нельзя не признавать нужды в Спасителе мира. Потому, кто знает себя и Бога, тот с открытою душою принимает Посланного Богом-Отцом Спасителя мира (Ин. 3:16–17). Напротив, мир не хочет знать об Иисусе Христе. Он говорит: Бог мой! Творец мой! Промыслитель мой! Провидение благое! О Христе Иисусе – ни слова, потому что с именем Иисуса надобно соединить признание себя грешником безответным. При такой холодности мира к Иисусу Христу не терпит мир и тех, которые делом и истиною чтут сие достопокланяемое Имя. Будете ненавидими имени Моего ради, сказал Господь (Мф. 10:22). И это исполняется и будет исполняться. – Вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут (2Тим. 3:12).
Аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины не имут о гресе своем (Ин.15:22).
Показав, что ненависть мира против последователей Христовых есть собственно ненависть против Него самого, Господь далее показывает, как тяжек грех – ненависть против Христа Иисуса. Грех сей тяжек: а) потому, что учение Христово было очень ясно (Ин.15:22), б) потому, что ненависть против Христа есть ненависть против Отца небесного (Ин.15:23), в) дела Иисусовы были дела Сына Божия (Ин.15:24–25).
Незнание иногда может извинять человека в ошибке его. Но мир, который преследует Господа Иисуса, не может указывать на то, что ему не сказано, кто таков Христос Иисус. Учение Христа Иисуса ясно и полно возвестило о воле Отца небесного. Если б не было столько дивного явления Христова, столько высокого учения Христова, если б не отразился так полно свет пророчеств древних в жизни Иисуса Христа, страшный грех упорства против Бога не лежал бы на иудеях, как не раз и говорил им Христос Иисус (Ин. 3:36, 9:41). Ныне же вины не имут о гресе своем – теперь же нечем и извиняться им во грехе своем. То же самое говорил Апостол и о некоторых христианах. «Если, избегши скверн мира, чрез познание Господа и Спасителя Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими: то последнее бывает для таковых хуже первoго. Лучше бы им не знать пути правды, нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2Петр. 2:20–21). Грозное положение!
Ненавидяй Мене и Отца Моего ненавидит (Ин.15:23).
Иудеи говорили в свое извинение, что хотя они не любят Иисуса, но они чтут Отца небесного. Спаситель, напротив, показывает, что потому-то грех мира и тяжел еще, что он заключает в себе ненависть против Отца небесного. Как это так? Этому необходимо быть и по единосущию Сына со Отцом; а кроме того, кто оказывает пренебрежение и злобу к Посланнику, тот оскорбляет Пославшего. Отметаяйся Мене, отметается Пославшаго Мя (Лк. 10:16). Иже не чтит Сына, не чтит и Отца, пославшаго Его (Ин. 5:24): так говорил Господь иудеям.
Аще дел не бых сотворил в них, ихже никто же ин сотвори: греха не быша имели... Но да сбудется слово: яко возненавидеша Мя туне (Ин.15:24–25).
Пусть иудеи не доверяли отзывам Христа Иисуса о Самом Себе, что Он есть Мессия, Посланник Божий. Но они видели дела Его, дела такие, которых никакой пророк не мог совершать. Эти дела сами по себе говорили, что Христос Иисус есть такой Посланник Божий, каким мог быть только Мессия – Сын Божий. Люди, в которых страсти не заглушили любви к правде, так и смотрели на дела Иисусовы, так и отзывались о них. Дивишася народи, глаголюще, яко николиже явися тако во Израили (Мф. 9:33). Человецы же, видевше знамение, еже сотвори Иисус, глаголаху, яко сей есть воистину Пророк грядый в мир (Ин. 6:14). Глаголаху, яко Христос егда приидет, егда больша знамения сотворит, яже сей творит? (Ин. 7:31). От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рожденну (Ин. 9:32). Если же члены Синедриона и после того, как видели такие чудеса Христа Иисуса, преследуют Его ненавистию, то они ненавидят уже не только Христа Иисуса, но и Отца небесного, которого могуществом совершались чудеса. Исцеленный слепец здраво рассуждал пред Синедрионом: грешника Бог не послушает: но аще кто Богочтец есть и волю Его творит, того послушает... Аще не бы сей был от Бога, не могл бы творити ничесоже. – Но Синедрион нагло обнаружил тогда же ненависть свою к Иисусу и гордо сказал слепцу: тебе ли нас учить? (Ин. 9:31–34). Иудеи нового времени усиливаются объяснять чудеса Иисуса из сил природы. Они то же делают, чтó иудеи – современники Иисуса, относившие их к делам веельзевула. Если, при всей ясности чудес Христовых, не относят их к Тому, Кто один мог совершить их, к Богу Всемогущему, то это есть упорство против очевидной истины, вражда против Бога. Странно такое положение! Спаситель в объяснение сего страшного и странного положения прибавляет: да сбудется слово, написанное в законе их; яко возненавидеша Мя туне. Это значит, что хотя ненависть мира против Иисуса зависит от свободной воли человеческой, но вместе с тем совершается и воля Отца небесного, предназначившая Мессии быть предметом незаслуженной, совершенно несправедливой ненависти людской. Люди делают свое, делают дело нечестия; а Отец небесный совершает свое дело, спасительное для человечества. Это не первый случай, что нечестивые люди без сознания, вопреки своим намерениям, содействуют исполнению благой воли Божией и, оправдывая в судьбе своей предначертания Божии, проявляют славу верховного Правителя вселенной (Ин. 18:14). – Слова, на которые указывает Спаситель, читаются в Псалме (Пс.68:5). Это один из пророчественных псалмов Давида, в которых предызображена судьба Мессии (Ин. 2:17).
Господи Иисусе! Даждь нам дух терпения и любви, когда восстает против нас ненависть мира, и соблюди в нас теплую веру во имя Твое и любовь к братиям нашим. Аминь.