Христос во Гробе
Великая Суббота (икона) Свт. Евтихия (икона), архиеп. Константинопольского....undefined >>

Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет

Как слабы люди! И как неистощима любовь небесная в готовности помогать немощным нам! Когда Спаситель сказал ученикам Своим, куда идет Он (Ин.14:5), и прямо объявил, что Он оставляет их (Ин.16:4), хотя и не без помощи небесной, ученики до того исполнились скорбию о разлуке с Учителем, что в немом молчании давали свободу своей грусти (Ин.16:5–16). Любящий Учитель, после того, как укрепил сердца учеников Своих против нападений мира злобного, подает различные утешения в облегчение скорби их о их разлуке с Ним. Он подробно объясняет явление и действия Святаго Духа Утешителя (Ин.16:5–16); показывает ту радость, какую будут иметь они впоследствии при свидании с Ним (Ин.16:17–22); показывает будущую высокую веру их (Ин.16:23–27) и, напомянув о слабости тогдашней веры их, заключает воззванием к твердости (Ин.16:29–33).

Ныне же иду к Пославшему Мя, и никто же вопрошает Мене: камо идеши? Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша (Ин.16:5–6).

Сердцеведец зрит, что происходит в сердцах учеников Его, хотя они молчат. Он идет к Отцу и говорит им о том ясно. Не естественно ли им было спросить Его: зачем идет Он? Каких последствий надобно ожидать от Его возвращения к Отцу? Ученики неверно понимали намерения Христа Спасителя (Деян. 1:6–7), однако не заботятся о том, чтобы рассеять в себе недоумения. И этой-то малозаботливости не одобряет Спаситель в учениках Своих, когда говорит: и никтоже вопрошает Мене: камо идеши? Скорбь о разлуке с Учителем и Господом своим подавляла в них все другие мысли и заботы.

Но Аз истинно вам глаголю: уне есть вам, да Аз иду: аще 6о не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам (Ин.16:7).

Господь Иисус уверяет любовию Своею к истине, что отшествие Его к Отцу служит не к скорби последователей Его, а к их счастию. Он открывает им без их вопроса ту истину, о которой надлежало бы им спрашивать Его, открывает, что для их пользы нужна смерть Его. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам. От чего зависит такая связь между отшествием Христа на небо и пришествием Утешителя? «Если плотски будете привязаны к плоти: не будете способны принять Духа», говорит в объяснение слов Спасителя блаженный Августин и разумеет то, что, пока Христос Иисус оставался на земле, ученики Его оставались с плотскими мыслями о царстве Христовом и потому были неспособны принять Духа благодати. Но если бы дело состояло только в том, что надлежало возвысить понятия учеников о Христе и Его царстве, то это мог совершить Иисус Христос, не разлучаясь с землею, равно как мог действовать Дух Утешитель для сей цели в душах учеников в присутствии Христа Иисуса. Нет, не в том дело. Господь говорит не о связи состояния учеников с нисшествием Духа Святаго, а о связи отшествия Христа на небо с нисшествием Духа на землю. Итак, что это за связь? Связь состоит в том, что, прежде чем примирено было небо с землею смертию Искупителя, не ниспосылались на верующих духовные дары в обилии. Благословения Духа Святаго надлежало купить Сыну-Искупителю принятием проклятия за людей. Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва, да обетование Духа приимем верою (Гал.3:13–14). Ходатаю мира надлежало быть усовершенну страданиями, чтобы выполнить все дело служения Своего, чтобы освящать потом всех благодатию (Евр. 2:10, 11, 14).

И пришед Он, обличит мир о гресе и о правде и о суде (Ин.16:8).

Спаситель показывает действия Духа Утешителя в отношении к миру, который так неприязнен к Нему и к ученикам Его. Он называет Параклита в отношении к миру Обличителем. – Дело обличителя доводить совесть до того, чтобы она истину, которой дотоле не хотела признать, против воли признала за истину. Прежде Спаситель сказал о мире, что он не принял Духа истины, потому что не видит Его (Ин. 14:17); здесь говорит, что Дух приидет и обличит мир. Значит, мир, при всем нежелании принять Духа истины, должен узнать, что в нем действует Дух, говорит с ним, обличает его, свидетельствует против него; Дух истины обличит мир, – не только совершит точное разделение между миром и учениками, между неверующими и верующими, между нераскаянными грешниками и ищущими спасения, но самому миру покажет положение его. Чем начнется это обличение? Тем самым, чем повелел начать дело обращения иудеев Апостол Петр – призывом к раскаянию: покайтеся (Деян. 2:37–38). Обличить мир – это не то, что засвидетельствует о Сыне (Ин. 15:26): мир должен быть вразумлен во зле и лжи, ему должен быть открыт грех его, с его глаз должна быть снята повязка, наброшенная самолюбием и другими страстями. Обличение мира должно только помогать свидетельствованию о Сыне и довесть сие свидетельство до торжества над миром; когда люди, принадлежащие к миру, выслушав обличения Духа, придут к раскаянию, то тем станут на стороне свидетельствующего о Сыне – и сами будут слушать сие свидетельство.

Таким образом, Дух истины не только будет свидетелем о Сыне для верующих, но Он будет обличать, вразумлять, приводить в сознание, обращать к истине и правде чад мира: егда како даст им Бог покаяние в разум (для познания) истины и возникнут от диавольския сети (2Тим. 2:25–26).

Как будет совершаться сие обличение? Нет сомнения, что в отношении к людям необходимы и внешние средства. Внешние средства обличителя Духа – во-первых, слово Божие, которое, по выражению Апостола, являет дух и силу божественную (1Кор. 2:4–5), и есть меч духовный (Евр. 6:17), во-вторых, чудеса и знамения (Рим. 15:19; Деян. 6:8). Но Дух истины как Дух может действовать на дух и непосредственно. Его действие, как духа, должно быть собственно невидимое, внутреннее. Святый Апостол говорит, что благовествование Христово распространено силою знамений и чудес и силою Духа Божия, т.е. он отличает действие знамений и чудес от внутреннего действия Духа (Рим. 15:19): святой Лука пишет, что слушавшие Стефана «не могли противостоять мудрости и Духу, с которым он говорил» (Деян. 6:10).

Как долго продолжится обличение мира Духом истины?

Спаситель, говоря о пришествии Духа, без сомнения разумеет то, которое должно было открыться и открылось в день Пятидесятницы. Но обличение от Духа простирается не на один мир иудейский. Ибо мир, в словах Спасителя, означает вообще общество людей, не принадлежащих к ученикам Его, мир людей грешных, – забывчивых, несправедливых. Всего яснее это видно из того, что Спаситель указывает начальника мира в князе тьмы (Ин.16:11), который властвует не над одним иудейским миром. Итак, обличение мира Духом будет продолжаться дотоле, пока будет существовать на земле грешный мир, т.е. до скончания мира.

Обличит о гресе, яко не веруют в Мя (Ин.16:9). Вразумит мир о том грехе, что не веруют в Сына Божия. Грех неверия в Сына Божия будет предметом обличения Духа. И Сын Божий обличал в этом грехе (Ин. 15:22–24). Дух Божий с особенною ясностию раскроет важность сего греха, его влияние на вечную участь человека. Неверие в Сына, Искупителя мира – семя и корень грехов, сущность всех проступков воли. Неверие в Искупителя Сына заключает в себе, как в ядре, и гордость, и небрежение о себе, и все поблажки плоти, и невнимание к достоинству подобных нам, и забвение о Боге. – Ненависть иудеев к Сыну Божию и к Богу составляла полное раскрытие неверия их, или неверие, дошедшее до крайней степени. Пока грех неверия лежит на душе, спасение для нее невозможно. За что Израиль не взошел в землю обетования? За неверие, отвечает Апостол (Евр 3:19). Неверие в Сына Божия – страшно. Ибо «нет другoго имени под небом, даннoго человекам, которым бы надлежало нам спасаться» (Деян. 4:12). И сей-то страх пробуждает Дух-обличитель в неверующем мире.

О правде же, яко ко Отцу Моему иду и ктому не видите Мене (Ин.16:10).

Как выше (Ин.14:28) словами: иду ко Отцу, Спаситель указывал на искупительное, примиряющее небо с землею значение своей смерти, так то же значение имеют слова сии и здесь. Не видите Мене. Этим Спаситель и прежде указывал на прославление Свое, незримое для мира (Ин.14:19). – Итак, Дух вразумит мир о той правде, что Христос Иисус для людей путем крестной смерти перешел на небо и что увенчан Он за то славою незримою для мира, как единый Праведный и Податель правды. В таком смысле называет Христа Иисуса Праведником, т.е. в смысле Ходатая за неправедных, Апостол Иоанн (1Ин. 2:1‑29, 3:7). Грешник, творя грехи в неверии в Спасителя мира, не помышляет, не заботится о том, чтобы быть правым, или собственную правду считает столько важною, что не думает ни о покаянии, ни о вере. Дух-обличитель вразумляет грешника о правде, то показывая ему, что он должен дорожить правдою, как волею Божиею, то убеждая его в том, что в себе самом ему не найти правды, то возбуждая в нем воздыхания о правде, которую облекает Искупитель мира Иисус Христос. Так объясняли (Ин.16:10) св. Кирилл Александрийский и блаженный Августин.

О суде же обличит, яко князь мира сего осужден бысть (Ин.16:8, 11).

Князь мира сего – диавол (Ин. 12:31), отец лжи и всякаго греха (Ин. 8:44), виновник того ослепления, в каком остаются неверующие в Иисуса Христа (2Кор. 4:4). – «Князем мира, – говорит св. Кирилл, – называется он не потому, чтобы был таким по правде, а потому, что обманом и хищением приобрел себе такую славу, при худобе тех, которые принимают власть его». Да, власть над людьми дает диаволу грех. Поскольку же смертию Христа Иисуса приобретена правда для людей, а благодатию Духа Святаго усвояется сия правда людям, то и власть и право на людей отняты у князя мира. Дух истины, совершая духовное возрождение человека, показывает миру в опытах ту истину, что князь мира уже потерял свою власть и изгнан (Ин. 12:31), что на развалинах царства тьмы, суеверия, нечистоты и беззаконий всякого рода основалось несокрушимое царство света и святости. С каким торжеством совершался этот суд над миром, когда пред именем Иисуса падали идолы, разрушались храмы, открывались обманы жрецов и пустота язычества, несмотря на ожесточенную войну за язычество! Случалось, что с криком бежали из храмов духи нечестия от одного имени Иисуса, как говорили о том в слух язычников апологеты христианства св. Иустин, Тертуллиан, св. Киприан, св. Афанасий и другие.

Слава божественному всемогуществу Твоему, Душе истины! – Аминь.

Наверх