Архипастырское слово о настоятельной пастырской проповеди

Архипастырское слово о настоятельной пастырской проповеди

Прочитавши журналы Пермского Епархиального Проповеднического Комитета о состоянии проповедничества во 2-м и 3-м Красноуфимских благочиниях, в 3-м Оханском благочинии, в Осинском единоверческом и Града-Кунгурском благочиниях, должен сказать, к непременному руководству и пастырскому попечению всего духовенства епархии, следующее.

Не имея возможности лично все знать и проверять – что происходит в епархии, епархиальный архиерей по необходимости должен доверять письменным донесениям о том доносителей-клириков и тем более благочинным, для того и поставленным, чтобы быть им ближайшими помощниками епархиального архиерея на местах. Но пусть знают все в таких случаях, что скрывший правду или по каким-либо соображениям представивший действительность в недолжном виде – будет пред всеми пристыжен, если откроется его неправдивость. Иного средства пока нет для добывания подлинной правды, которую необходимо знать архиерею для пользы дела. Это пусть ведомо будет всем моим, Божиим изволением, соработникам.

Переходя к делу рассматриваемого проповедничества в указанных округах, приходится видеть, доверяясь донесениям благочинных и священников, что местами оно стоит на похвальной высоте, а местами, по-видимому, только прописывается существующим или отбывается, как непонятная и нежелательная обуза, которую нужно как-нибудь отбыть во исполнение требования архиерея. Первое, конечно, отрадно, как добрый отклик духовенства на святой призыв его бывшего архипастыря владыки Палладия; а второе, конечно, печально и обидно не столько для нашего архиерейства, сколько для самих священников, очевидно не высоко ставящих свое священничество перед Богом и перед людьми и скорее рассматривающих его со стороны желания лишь как-нибудь угодить начальству. Сего да не будет. А для сего поручаю духовенству на благочиннических и пастырских собраниях таковых предавать братскому суду и подвигать на искреннее делание в Церкви Божией.

Но независимо от сего призываю все духовенство епархии к усердному исполнению призывов бывшего Пермского владыки Палладия - усилить и ввести в определенную систему дело проповеди для православных. К этому же и я призываю все духовенство епархии. Времена ныне лютые, народ весьма требователен к своим пастырям, а соблазнов и искушений для народа всюду много. Уже и в пределах Пермской епархии появились последние исказители непорочной нашей веры – разные сектанты баптисты, евангелики, киселевцы и другие. Умело и вкрадчиво затрагивают они душу человеческую своими по виду благочестивыми разговорами, незаметно вливая в собеседника дух осуждения к духовенству и к Святой Церкви. А первая причина сего лежит в ненаученности народа вере и правилам жизни по вере, в неприученности к чтению Священного Писания, Житий Святых, в ненаученности молитве, в неутвержденности на трезвость. Это все и стараются сектанты использовать в своих целях и таким путем вербуют себе последователей, которые, наслушавшись их, конечно, являются знающими сектантское учение лучше, чем как они знали прежде свою православную веру, никем не наученные в ней. Пусть никто не думает, что у него в уезде о сектантстве не слышно ничего. Условия жизни человеческой и пути сообщения между людьми теперь далеко не похожи на спокойную старину. В силу этого ни один приход теперь не может быть достаточно застрахован от возможности сектантской пропаганды. Достаточно в приходе появиться одному увлекшемуся где-нибудь сектантством запасному солдату, прислуге, возвратившимся из города и т.п., как легко и неведомо для пастыря начнется пропаганда, ибо сектанты все пропагандисты, – это у них вменяется в первейшую всякому обязанность, умелое исполнение которой проповедуется как высокая от них жертва Богу.

Но и независимо от сей опасности, по святому долгу, отцы и бра-тие, станем добре, станем со страхом при дверях вверенных нам от Бога душ человеческих-христианских. Усердно и задушевно ведите дело проповеди. После Святых Таинств, без которых нельзя спастись христианину, проповедь наша есть первейшее пастырское дело, которым души христианские к Богу приходят. Для успешности сего святого дела не задавайтесь целью непременно сообщать пасомым какие-то новые премудрости. Нет, учите тому, что необходимо знать всякому христианину. Учите просто и задушевно, как святыне вашей собственной души, раскрывая которую вы и себя к Богу приближаете. Рассказывайте об этом изустно, а не по тетрадке. Ведь говорите же между собой и с другими о разных житейских предметах много и хорошо; следовательно, сможете говорить и о предметах веры и жизни по вере, – только бы проникнуться святостью дела и содержанием сообщаемого предмета духовного. Деревенские пастыри, привыкшие к простому народу, найдут понятный для народа и язык проповеди. Найдут его и городские пастыри, привыкшие к городскому населению. Была бы искренность, а народ наш так мало требователен, что будет благодарен за всякую проповедь, которая оставляет у него в душе ясный и определенный ответ на затронутые вопросы. Если же этой определенности нет, то и самая красноречивая проповедь будет бессодержательна как для простых, так и для образованных слушателей. Так и говорите, чтобы предмет проповеди был ясен и определенен прежде всего для вас самих, а тогда ваш язык с умом от сердца сам найдет доступ к душе слушателей и заговорит с ней на понятном наречии.

О чем говорить? Да о всем, что составляет нашу веру и церковную жизнь. К сожалению, приходится наблюдать, что народ не знает Слова Божия и не привык читать его, не знает веры своей, не знает христианских обязанностей, не знает молитв и житий даже тех Святых, имена которых каждый носит. И в богослужении мало что понимают. Вот и учите всему этому с усердием, чтобы православные свой закон знали, по крайней мере, не менее, чем знают свой закон евреи, мухамедане и тем более сектанты, как о том говорят наблюдения над солдатами в армии. Рассказывайте о всем вышеуказанном возможно задушевнее, понятнее и картиннее. Затрагивайте сердце человеческое. Такая проповедь должна быть непременной частью богослужения, если не всякого, то обязательно литургии. Но не следует проповедовать только в приходском храме. Ибо здесь не все прихожане бывают. А многие, не слыша призыва, и вовсе перестают приходить в храм. Нет, нужно непременно вести проповедь и по приходским деревням. Во многих из них есть часовни, школы, непременно найдется и просторная изба. Заранее распределите очередь для совершения богослужений и по деревням: в одной совершите, например, в праздник вечером вечерню с беседой. Заранее нужно только оповещать о том жителей деревень. Будут несказанно рады, сами и подводы будут высылать в таких случаях. Говорю это на основании опыта в других епархиях. Так и будет оцерковляться и научаться народ православный. Тут и общенародное пение заведется. В этом непременно должны принять участие диаконы и псаломщики, – это их обязанность, не исполняя которой они не исполняют и своего назначения. Отцы благочинные через настоятелей наблюдут за сим.

Особенно, отцы и братие, не забывайте молодое поколение учить вере и добрым нравам. Хорошо бы для них устраивать особые беседы вместо их обычных посиделок и вечеринок. Тут и учите их всему нужному для христианина, и прежде всего молитвам. Тогда не будет того, чтобы кум или кума не могли прочитать и «Верую» при совершении крещения младенца. Тогда и вступающие в брак будут знать и молитвы, и важность Таинства Брака. Разумно, настойчиво требуйте знания этого. Ибо не знающие того как могут воспитать и своих, и духовных детей в вере и в добрых нравах, если и сами того не понимают?

Конечно, для всего этого более удобное время зимнее, когда народ свободен от крестьянских страдных работ. Но особенно дорогое для этого время Великого поста. Тогда и ведите горячую и настойчивую проповедь в самом широком виде. И Бог нам всем в помощь.

Пермь. 14 сентября 1914 года

Наверх