Архипастырское обращение Киевского митрополита Владимира к своей пастве
Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех,
которых Ты Мне дал, чтобы они были едино,
как и Мы...
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе,
так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир,
что Ты послал Меня
(Ин.17:11, 21).
В настоящее время у каждого православного христианина, понимающего знамение времен (Мф.16:3), не может не болеть душа при виде всех тех опасностей для нашей православной веры и нравственности, какие на каждом шагу встречаются. Свободное воспитание юношества, материалистическое направление образования, удаляющее от Бога и религии, свободная печать, осмеивающая самое святое и дорогое для православного христианина, – всё это более и более приближает нас к тому времени, о котором Спаситель сказал: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк.18:8). Действительно, увеличивается всё больше и больше число людей, совершенно не понимающих ни высоты христианской религии, ни духа ее. Какие же от этого последствия? У пророка Осии мы читаем: Слушайте слово Господне... ибо суду Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней (Ос.4:1–3). Мир преисполнен богохуления, обманов, эгоизма, ненависти, безнравственности, так как люди не хотят знать о Боге и Его заповедях. Несомненно, наступит время, когда многие из совершающих подобное горько пожалеют, что они забыли о своем высоком звании и назначении христианина, о преступности греха, о любви и милосердии к нам Господа Иисуса Христа, о благодатных средствах Церкви Христовой, о силе молитвы, о небесном венце правды (2Тим.4:8), и дай Бог, чтобы скорее пришел для них этот час, – в этом их счастье, так как Господь по Своему милосердию помилует их, но многие, при своей несмышлености и косности сердец, идут к неминуемой погибели.
Великое несчастье нашего времени более всего в том, что считают высшим достоинством быть либеральными в отношении вопросов веры и нравственности. Многие находят особенную заслугу в том, чтобы вселить в души русских людей такое либеральное отношение к вере и нравственности. Особенно к этому стремятся современное образование и газеты. Что же, собственно, побуждает их к сему? Деятели такого рода убеждены, что если они успеют уничтожить границы между истиной и заблуждением, умалить значение Церкви Христовой, убедить, что и христианство уже устарело и не может быть правилом жизни, то им легко будет привлечь народ на свою сторону и вести его по желательному для них пути. Больно и страшно читать богохульные лживые книжки, появляющиеся в несметном количестве среди народа. Преследующие цель отвращения народа от православной веры многих запугивают, называя отсталыми и реакционерами всех тех, кто всей душой предан своей вере и Церкви Православной, но при этом не находят слов для прославления своих либеральных, безбожных писателей и ученых. Они в свое оправдание приводят как будто бы и заслуживающие внимания доводы; они говорят: «Всякий человек может судить о религиозных вопросах со своей точки зрения и свободно высказывать свои убеждения, каковы бы они ни были, – это дело его совести, должно уважать религиозное убеждение каждого человека». Против свободы веры и совести никто не возражает. Но не нужно забывать, что христианская вера не есть человеческое измышление, а божественные глаголы, и не может она изменяться сообразно с человеческими понятиями, и если человеческие убеждения стоят в противоречии с божественными истинами, то разумно ли придавать какое-либо значение этим убеждениям, считать их правильными и руководствоваться ими в жизни? Мы, конечно, должны терпеть и несогласных с нами, и даже явно заблуждающихся, относиться к ним снисходительно, но от заблуждений их должны отвращаться и с заблуждениями бороться и доказывать их несостоятельность. это должны считать своим долгом и пастыри Христианской Церкви, и истинные последователи Христова учения.
Настолько опасно наше время, что требуется много силы духа, чтобы неверие, равнодушие, враждебность не овладели нами и не изменили бы нашего отношения к православной вере и нравственности и не обратили бы нас из преданных Церкви Православной в гонителей ее. В самом деле, чем другим можно объяснить тот произвол, издевательства и насилия над пастырями Церкви Православной, проявленные ныне во всей России, как не оскудением веры, любви, духа Христова в сердцах русских людей? Прискорбно, что так легко и скоро православные русские люди усвоили наставления всяких агитаторов и развратителей. К общему бедствию по всей земле русской присоединяется еще наше местное, увеличивающее немало душевную скорбь. Я говорю о том настроении, которое появилось в южной России и грозит нарушением церковного мира и единства. Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южно-русской Церкви от единой Православной Российской Церкви. После столь продолжительной совместной жизни имеют ли для себя какие-либо разумные основания эти стремления? Откуда они? Не из Киева ли шли проповедники православия по всей России? Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? – Разве православные южной России не трудились по всем местам России как деятели церковные, ученые и на различных других поприщах и, наоборот, православные севера России не подвизались ли также на всех поприщах в южной России? Не совместно ли те и другие созидали единую великую Православную Российскую Церковь? Разве православные южной России могут упрекнуть православных северной России, что последние в чем-либо отступили от веры или исказили учение веры и нравственности? Ни в каком случае. На основании своего личного опыта свидетельствую, что во всех тех епархиях и митрополиях, в которых Господь сподобил меня служить, везде в чистоте и неизменности сохраняется учение православной веры и нравственности, везде единство в церковном учении, богослужениях и обрядах. К чему же стремление к отделению? К чему оно приведет? Конечно только порадует внутренних и внешних врагов. Любовь к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любви ко всей России и к единой Православной Русской Церкви.
Пастыри и пасомые! Всей полнотой архипастырской любви своей молю вас, поддерживайте всеми мерами единение между собою и со всей Православной Русской Церковью – в этом счастье, величие и сила всего русского народа как в прошлом, так и в будущем. В настоящее же время это единение особенно необходимо для успешной борьбы с нашими врагами – внутренними и внешними.
Предстоит в скором времени созыв чрезвычайного Киевского епархиального съезда. Хочется думать и иметь уверенность, что духовенство и миряне отнесутся к этому съезду серьезно и с должной подготовкой, основательно обсудят предложенные вопросы, вынесут постановления православные, законные, полезные, заслуживающие немедленного осуществления. Молю вас, пастыри и пасомые, помнить, что если вы призываетесь к активному участию в церковном епархиальном управлении, то этим самым возлагается на вас великая ответственность пред всей Киевской Церковью. Отнеситесь же к таким великим своим обязанностям как должно, внимательно, усердно, терпеливо и, главное, имея в сердце своем дух Христов, и да не будет между вами разделений и вражды. Молю вас помнить наставления святого апостола Павла: умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф.4:1–3). А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф.3:20–21).
Киевские епархиальные ведомости. 1917. № 32–33. Часть неофициальная. С. 259–263.