Архипастырское обращение

Архипастырское обращение

Для оглашения на предстоящих приходских собраниях, благочиннических и епархиальном съездах

По долгу архиерейства не преставал я доселе звать и пастырей, и паству вверенной мне от Бога епархии достойно ходити звания, в неже звани бысте (Еф. 4, 1). Ибо свято и неизменно помню завет святого апостола Павла к пастырям Церкви: внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею (Деян. 20, 28). Своими обращениями я и имел намерение всячески возбудить живую самодеятельность пастырей и пасомых в деле устроения церковной жизни во спасение души.

Ныне же и кроме меня уже самые обстоятельства жизни в нашей стране громовым гласом зовут к той же самодеятельности. После общегосударственного переворота в минувшем марте все не только призываемся, но обязаны безотлагательно принять самое живое участие в деле народного строительства. Всякий уклоняющийся или ленивый в этом деле явится уже преступником перед Родиной, как оставляющий ее беспомощной в трудную пору ее возрождения перед лицом кровавого врага, уже заполнившего пределы нашей страны.

Наряду с общегосударственным устроением должно совершаться и церковное устроение у нас. И здесь, как в доброй и дружной семье большой, все и всякий – пастыри и пасомые -– призываемся и обязываемся сообща позаботиться об устроении всего как можно лучше для преуспеяния веры и жизни по вере. Как в нашем теле только общей работой всех членов его и все тело живо и здорово, почему ни один член не может и не должен отказываться от работы на здоровье тела, так и в деле церковном (1Кор. 12 гл.). Если ревнуешь о вере, если имеешь заботу о спасении души, поревнуй и о том, чтобы в Церкви Божией все было устроено.

Для удобства же спасения всем вместе православные христиане и разделяются обычно на отдельные приходы около приходских храмов под руководством своих пастырей. Как в семье все друг друга знают и друг о друге заботятся, так и в большой духовной семье приходской. И чем больше будет согласия и взаимообщения да взаимопомощи между православными прихожанами, тем ближе будет Христос Спас к ним и тем на большее преуспеет приходская жизнь. Для успеха же этого следует всякому прихожанину принимать самое деятельное участие в жизни прихода, как в своем собственном или семейном деле и хозяйстве.

Прежде всего заботу прихожан должно составлять то, чтобы все свято и горячо веровали в Бога и жили по вере в Бога. Если же этой заботы не иметь, то не для чего и христианином и прихожанином называться, – всяк волен и не веровать, и не быть христианином, никто его не неволит. Все сообща и должны в приходе наблюдать за этим и при нужде друг друга удерживать от худого, воодушевляя на доброе и святое. Чтобы успеть в этом, благочестивые прихожане и будут сообща заботиться и о храме приходском, и о богослужении в нем, и о научении вере, и о воспитании всех в жизни по вере. Одни составят из себя кружок ревнителей веры или чтения Слова Божия, другие – составят сестричество в заботе о храме Божием, третьи – братство трезвости и подобное. Собираясь между собой, привлекая и других в свою среду, так друг друга и соберут и воодушевят православные прихожане на добро для спасения души. Для правильности же руководства и наблюдения за сим изберут и поставят в приходе особых выборных людей, которые и будут держать все в порядке, а когда нужно – сообщать о том батюшке или общему собранию прихожан, чтобы приняты были общие меры.

Приходу же принадлежать должно заведование и делом народного просвещения. Теперь школами заведуют посторонние для прихода люди, бывающее в школе только временами. Приход же мало имеет отношения к школе, относясь к ней, как к чужой. Между тем всяк знает, что нужно грамоте научить детей, да и дальнейшему их научить. В старину для этого отдавали детей в науку батюшке или псаломщику. А теперь это исполняется в школах. Дети прихожан учатся в школе, а потому о школе и заботиться нужно не посторонним людям, а самим прихожанам. Прихожане и будут наблюдать, чтобы учителя хорошо и успешно учили детей, да учили бы их только доброму и полезному, а не побасенкам только. Теперь часто дети пройдут всю школу, а написать письма не сумеют, да и книжку по складам бредут. Очевидно, слабо их учили в школе. Так напрасно и деньги тратили на учение. Нет, пусть прихожане сами и знают – чему и как учат их детей. И прежде всего надо научить их быть православными добрыми христианами, боящимися Бога и волю Его знающими. Наблюдать за школьным делом и будет приход через своих выборных сведущих людей. Для прочности же школьного обучения при школе будут устроены и приходские читальни, и библиотеки, в которые будут выписываться книги и газеты, какие сам приход найдет полезными. Тут и будут читать как взрослые, так и подростки. При строгом наблюдении прихожан не попадет тогда ни одна худая книжка в народ.

Приходу же будет подлежать и благотворительность. Теперь в храме собирают и куда-то отсылают пожертвования на добрые дела, например на слепых, на глухонемых, на калек и прочее. А между тем в приходе и своих несчастных и бедных много. Добрые люди и им, конечно, помогают. Но все это идет часто неправильно, средства расходуются неизвестно как. Кода же приход соберется и на это святое дело, тогда он озаботится и том, чтобы миром помочь своим нуждающимся и бедным. Так сообща бедные дети будут обуты и одеты, старики устроены в богадельнях, потерпевшие от падежа скота или еще от какой беды будут от прихожан устроены. Тогда о православных прихожанах можно будет сказать то, что сказано о самых первых святых христианах: у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. (Деян. 4, 32). Кто же не желал бы видеть и между вами такой благодати Божией? Если же оказалось бы, что, например, богадельню одному приходу трудно устроить, то можно было бы соединиться для того нескольким соседним приходам. И все это происходило бы на глазах самих прихожан, всякий и лично, и через своих выборных всегда все мог бы проверить и наблюсти. Не было бы тогда и тунеядцев, что живут на подаяния обманом, – их заставили бы своим трудом хлеб добывать.

И еще весьма важный вопрос подлежал бы ведению прихода. Есть у нас духовная школа, в которой учатся будущие служители Церкви. Средства на них поступают и от казны, и от приходских церквей. Прихожане часто теперь недовольны поборами с церквей, ибо не знают, как расходуются церковные средства. Когда же восстановится приход, тогда все приходы епархии сообща будут содержать такое училище, в котором будут учиться и воспитываться будущие пастыри Церкви, только лишь для того, чтобы служить в клире. Через выборных от всех приходов православные всей епархии и будут наблюдать – как ведется дело в таких училищах для будущих пастырей и как расходуются те средства, что собираются со всех церквей епархии на это. Мало того: в таких училищах будут учиться и дети самих прихожан, если пожелают определить себя на служение Церкви Христовой. Такие училища будут свои родные для всех православных прихожан; из них и будут поступать к ним на приходы батюшки, как свои желанные люди.

А так как в епархии все приходы составляют единство, то временами для объединения и для решения общих дел выборные от приходов вместе с духовенством и будут собираться или на окружные съезды по благочиниям, или на епархиальные. Очевидно, для правильности всего дела, как по приходам, так и во всей епархии, надо, чтобы выборные избирались из набожных, смышленых и деятельных прихожан, чтобы могли наладить или отстоять общее для всех прихожан дело – и пастырское, и религиозно-нравственное, и просветительное, и благотворительное, как в приходах, так и в епархии.

Вот к чему сводится дело восстановляемого ныне в нашем Отечестве православного прихода. Все сказанное и должен взять на себя всякий приход и всякий прихожанин в нем.

Теперь прежде всего вы, отцы духовные, продумавши сами все описанное, оповестите от своего пастырского умения и ревности своих прихожан о предстоящем им важном деле восстановления прихода как дружной христианской духовной большой семьи. Затем, назначив определенный праздничный день, лучше по опросе самих прихожан для удобства, и собирайте прихожан на общий приходской сход или собрание. Собравшимся выясните все положение дела, хотя бы применительно к данным моим описаниям. По достаточном обмене мнениями и по взаимной душевной беседе с прихожанами, и предложите им прежде всего избрать для ведения своего приходского вместе с вами дела церковноприходской совет под вашим председательством из двенадцати добрых и сведущих прихожан, по возможности из всех поселков прихода. Выясните и обязанности этого совета, как и отдельных его членов. Затем тут же предложите избрать двух выборных с заместителями их на окружной благочиннический съезд, чтобы они вместе с клиром представительствовали на окружном съезде.

Когда такие собрания и выборы по приходам округа пройдут, тогда благочинный назначает время окружного съезда для всего духовенства, церковных старост и выборных от приходов. На окружных съездах и будут рассматриваться дела и вопросы, намеченные для епархиального съезда и местно-окружные. По обсуждении всего будут избраны от всякого округа представители (отдельно) от протоиереев и иереев, от диаконов, от псаломщиков, от церковных старост, по одному от каждых с заместителем каждого, и по два от приходских выборные с заместителями их. Выбранным представителям от округов и даны будут наказы о том голосе, какой они по всем вопросам должны принести с места на епархиальный съезд. Таково будет все целостное объединение клира и мирян по всей епархии.

Я уже писал о необходимости объединения православных прихожан по обстоятельствам переживаемого времени после государственная переворота. Но пока не имею сведений об исполнении на деле такого призыва. Между тем время и дело не терпят. Приближается время и Церковного Собора, и Учредительного Собрания. К тому и другому надо готовиться серьезно, чтобы сказать и сделать все необходимое для церковно-народного строительства на все дальнейшие поколения. Да и кроме того, условия новой жизни в стране требуют неотложного устроения как приходской, так и епархиальной жизни применительно к новым порядкам, не дожидаясь до Церковного Собора. Посему нахожу необходимым обратиться с данным предложением как к духовенству, так и мирянам всей Пермской епархии. Теперь же неотложно и приступайте, отцы и братие, к делу объединения прихожан и устроения приходов.

Как видите, дело предстоит великой важности. А потому и отнестись к нему надлежит со всякой строгостью, добросовестностью и благоговением. Помните, отцы и братие, что перед Богом надлежит делать всякое, а тем более чисто Божие дело церковноприходского устроения. Перед Богом по совести и исполните его, предваряя его усердной молитвой ко Господу. Бог нам всем в помощь.

Наверх