Архипастырское настойчивое обращение ко всем возлюбленным о Христе православным чадам Пермской Церкви
На короткое время возвратившись в Пермь из Москвы с Церковного Собора, вместо радости скорбью наполнилось мое сердце, слыша о тех нестроениях, какие проявляются в пределах и нашей богомольной доселе епархии. Волна не только государственной разрухи, но и безбожного антихристианского восстания на Церковь Божию докатилась и до нашей пермской земли. Развратившие народ враги Церкви теперь толкают ее же сынов – православных христиан всячески ругаться над Церковью, над верой и над священством. В одном приходе обидели и унизили священника или диакона; в другом даже выгнали их без всякой вины с их стороны; там отобрали у причта и тот клочок земли, которым духовенство жило доселе со своими семьями, да отобрали и инвентарь со скотом домашним; в другом приходе постановили запретить духовенству собирать ругу с прихожан, угрожая в противном случае привлечь к ответственности за нищенство. Да и не перечислить всего подобного.
Слышали ли вы, чтобы мусульмане или евреи посягали на то, что принадлежит их молитвенным домам или их наставникам духовным? Ничего похожего там нет. А вот православные христиане готовы и на худшее. Не только грешно и позорно допускать нам все описанное, но и страшно навлекать на себя и на всех нас все усиливающийся гнев Божий. Посему от скорби великой и туги сердца своего объявляю всем православным христианам, еще не забывшим, что они православные. Пусть все знают, что всех, посягающих на церковное имущество, всех насилие и надругательство причиняющих духовенству, всех таковых предаю строгому суду Всевидящего Бога, Который лучше всякого начальства знает, кто в чем виноват, и рассудит таковых по Своей правде. А правда эта вот какая. В одной епархии жители одной деревни выкосили у соседней женской обители покос и, высушивши, поехали домой с сеном; но каково же им было увидеть, что деревня их вся пылает в огне; они сами сознались, что это Господь их наказывает за монастырский покос; поворотили своих лошадей и все сено привезли в монастырь. Не боящиеся никакого начальства и закона человеческого пусть убоятся этого суда Божия.
Все же православные пусть знают, что если подобное и впредь будет ими допускаемо в приходах, то причтам будет предоставлено перейти на другие приходы, а в допустивших такие дела приходах храмы будут закрываться для священнодействия в них; ибо очевидно, что такие прихожане не дорожат своею верою, не дорожат спасением своей души, не нуждаются и в священстве. До слез больно говорить это, но я по архиерейской совести должен предупредить о том всех православных христиан. Посему и все и всякий, кто не желает довести до такой крайней меры, все такие пусть сами встанут на защиту святой веры, православной Церкви и ее духовенства. Для сего духовенство безотлагательно теперь же во всех приходах должно собрать приходские собрания для выбора на них приходских советов. Такие приходские советы и должны взять на себя священную заботу о поднятии приходской церковной жизни между православными, порядка и благочестия; они же должны привлечь прихожан к охране веры, храма, духовенства, церковной и причтовой собственности от посягновения насильников и всякого рода разбойников. Прихожане сами, как свое хозяйство и семейство, должны все это оберегать. В противном случае пусть помнят и знают, что еще более грозный суд Божий разразится над всеми нами, когда безнадежно в страхе ужасном люди начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! (Лк. 23, 30).
Дорогие братья, православные христиане! Или еще мало нам, что идет разбой и грабеж всюду среди белого дня, что происходит страшная братоубийственная бойня в земле нашей, расхищаемой со всех сторон русскими же людьми? Умоляю всякого русского, кто еще хоть малость сохранил веру в Бога и любовь к многострадальной и погибающей уже Родине, – умоляю всякого встать на защиту Церкви и России. Собирайтесь, православные, по приходам около храмов ваших под руководством ваших отцов духовных и прочих благомыслящих людей. А вы, отцы духовные, заклинаю вас вашею иерейскою клятвою перед Богом, – встаньте истинными, добрыми и ревностными руководителями своих духовных пасомых христиан. Собирайте их, учите, воодушевляйте на правое дело стояния за веру и Отчизну родимую.
Моисеевым словом заклинаю всех: во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я вам, благословение и проклятие. Изберите жизнь, дабы жили вы и потомство ваше... Если же отвратится сердце ваше, и не будете слушать, и заблудите, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле (Втор. 30, 17–19).
Призывающий Божие благословение на всех верных Церкви и боящихся Христа Спаса чад ее недостойный ваш богомолец грешный Андроник, епископ Пермский и Кунгурский.
Пермь. 20 декабря 1917 года