Архипастырский призыв к богомолению

Архипастырский призыв к богомолению

Чрезмерно радовались и торжествовали мы успехи нашего крестоносного воинства почти с самого начала настоящей священной войны, а особенно по взятии старинных русских городов Львова и Перемышля. Но в минувшем мае вдруг постигло нас испытание от воли Божией: отвоеванную Галицию мы должны были оставить под напором всей страшной силы врага. И прежняя радость и торжество у многих сменились печалью до упадка духа, до уныния. То и другое свидетельствует о неуравновешенности нашего духа, о недолжном для христианина отношении к переживаемым событиям кровавого времени. Ибо человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1, 8). Все в руках Божиих. Все в руки Божии и предавать должно. Ибо без Его всесильной помощи и наше богатырское воинство бессильно будет против злобы хитрообразного врага. С помощью же Божией оно же смирит всякую гордость вражескую.

Не восчувствовали мы в удачных событиях минувшего военного времени благодеющую десницу Божию, не возложили себя и все воинство наше в руки Божии, чтобы от смиренного сердца взывать Ему: не нам, не нам, но Имени Твоему даждь славу! Вот и послал нам Бог это последнее испытание, чтобы смирились мы через это. И присмирели мы действительно, но многие и в уныние впали малодушною душою, греша пред Богом. Нет, смириться мы должны перед Богом, хотя бы теперь, на молитву к Нему устремиться, как и призывают к этому наши солдатики в своих письмах к родным. Велик Бог во всем мире! Он владычествует над всеми! Он живит и мертвит, возводит и низводит! К Нему Всеблагому о нас Промыслителю и припасть мы должны в самом глубоком и строгом благоговении.

Ныне Святейший Синод своим определением и посланием, от 20 июня сего года, и призывает всех чад Православной Российской Церкви к покаянию, к усердной молитве, к подвигу перед Господом Богом. Снаряжено наше христолюбивое воинство на защиту Веры, Царя и Отечества от лютого врага. Мы же все, на местах остающиеся, должны снарядиться на духовное воинствование пред Господом Богом, в помощь нашему крестоносному воинству. Как там, на поле брани, вооруженным воинским станом стоят почти целый год наши отцы, братья, сыны и знаемые, так и здесь мы все должны стоять бодрым духом, вооружившись молитвою, постом, жертвоприношениями и подвигами. Храмы должны быть полны молящимися. В них да входят усердствующие и в небогослужебное время, дабы припасть пред Господом за всю землю родную. Дома, вместо праздных развлечений себе и другим на потеху в скорбное кровавое время, да возносят все утром и вечером усердные молитвы ко Господу, как подобает христианину молиться утром и вечером. Древние Ниневитяне молениями и пощением умилостивили Бога, и Ниневия не погибла. И мы да проходим христианский пост со усердием хотя бы в память того естественного в бранных подвигах голодования, какой несут теперь часто наши воины. Пусть в среду и пяток все православные христиане соблюдают пост. Пусть исполняют и посты святой Церкви, к сожалению теперь многими забытые и оставленные. Пусть хотя бы в сии посты поисповедовались все православные христиане, ибо многие не говели даже и в Великий пост, очевидно не чувствуя себя и мало виноватыми пред Богом, не нуждаясь в Его спасительной благодати и считая себя совершенством под солнцем. Вот эту нашу духовную охладелость и усыпление, это наше самодовольство и нераскаянность – их-то Господь и выбивает из нас и размягчает испытаниями нашего времени. И когда увидит наше смирение и раскаяние общенародное перед Ним, когда увидит, что мы ищем Его, как своего Отца и Промыслителя, тогда и смилостивится к нам, как к дорогим и возлюбленным чадам Своим, за которых и Единородный Сын Божий на Кресте пострадал. Кто же дерзнет замалчивать этот спасительный Крест? Кто же замолчит и то душевное спасение, которое бесчисленные люди получили именно от Креста Христова.

Всем своим существом веруя в то великое о нас грешных Промышление, какое являет Господь в настоящих грозных событиях времени, по долгу архиерейства призываю всех возлюбленных чад поместной Церкви Пермской – внять душевно отеческому призыву Святейшего Синода и устремиться бодро и благоговейно ко Господу Богу. Да явимся мы воистину чадами Божиими, благоговеющими перед своим сыновством Богу, ищущими Его Отеческой к нам милости, внемлющими Его Божественному о нас Промышлению и отвечающими на Его призывы ко спасению.

Только тогда и не будет места такой двоедушности в мыслях и настроениях, какую многие проявляют теперь, или без достаточного основания и преждевременно радуясь, или, наоборот, по-пустому падая духом и тамо бояся страха, идеже несть страха, по Псалмопевцу. Ни один волос не может упасть с нашей головы без воли Божией, -таково решительное слово Того, Кто Сам Бог, на земли явивыйся и с человеки поживый. Так да ободряем друг друга и да подвигаем к делам благим и высоким, чтобы всем быть достойными и того великого Промышления, какое содевает Господь о нас, а с нами и через нас и о всем мире Своем, от Него далеко ушедшем.

Мы крепко и благоговейно должны все знать, что и весь смысл настоящей войны, попущенной Богом, в том, чтобы привести людей к покаянию от того болезненного богоотступничества, в которое и мы, русские, ушли из подражания народам Запада. О Себе напоминал Господь за последние годы и морами, и эпидемиями, и землетрясениями, и ужасными кораблекрушениями, и японскою войною, и иными бедствиями. Но люди не вняли сему Божию напоминанию, но возгордились успехами и завоеваниями ума своего, гордились, что и без Бога прекрасно живут и наслаждаются всеми благами жизни. Вот и излился гнев Божий в этой братоубийственной войне: избивая друг друга, не одумаются ли люди? Не уразумеют ли они и той погибельной беды, к которой ведет их безбожная горделивая культура нашего времени? Ибо последнее слово этой культуры по справедливости было за немцами. Но последнее слово и дикого зверства этой самой культуры теперь именно так явно и без всяких прикрас сказали те же немцы. К одичанию и бешеному озверению ведет людей безбожная, хотя и прекрасная, культура. Возвратиться всем к Богу мы и призываемся кровавыми событиями войны.

Чтобы ближе приложить к делу такое наше общее усердие, устроим нарочитые богомоления в предстоящие церковные праздники. По всем церквам Пермской епархии народные богомоления будут совершаться 8 сего июля. В Перми же устроим это святое дело в таком порядке: 8 сего июля, в день Казанской иконы Божией Матери, по всем приходским церквам, после литургии, будут отслужены торжественные крестные ходы вокруг церквей и в пределах всякого прихода, с молением ко Господу Богу о ниспослании помощи нашему христолюбивому воинству. В Успенском же женском монастыре будет совершен обычный торжественный крестный ход с таковым же молением. 15 сего июля по всей земле Российской будет торжественно праздноваться 900-летие со дня блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира, крестившего всю землю Российскую во имя Христово. Накануне того дня по всем церквам будут совершены торжественные бдения, а в самый праздник – литургии. В Кафедральном же соборе, после литургии, будет совершен соединенный из всех церквей торжественный крестный ход на реку Каму для освящения воды в память таинственного крещения русского народа в водах Днепра при св. Владимире. Наконец, в годовщину открытия настоящей священной войны, 19 июля, в день преп. Серафима Саровского, вознесем усиленное моление дивному молитвеннику ко Господу о всем народе нашем. Для сего из Кафедрального собора, после поздней литургии, совершим крестный ход по улицам града с общенародным пением, да услышит Господь наши усердные к Нему воздыхания и подаст помощь нашему воинству на супостатов. Да молится с нами и о нас преп. Серафим.

В сии дни, возлюбленные, и собирайтесь в храмы Божии, побуждайте к тому друг друга, чтобы не было отстающих от общего дела перед Богом, как не должны быть отстающие и среди воинства противу супостатов. Господь Бог да поможет всем нам благоговейно и молитвенно совершити хотя бы сие малое дело от нашего усердия.

Пермь. 1 июля 1915 года

Наверх