Архипастырские беседы о Церкви О Церкви, священноначалии и Таинствах. Признаки истинной Церкви.
Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. (Символ Веры).
Церковь значит собрание народа, или общество людей. В Священном Писании этими словами означается собрание не только добрых, святых, но и злых, грешных людей. Собрание святых именуется церковью преподобных; собрание беззаконных называется иногда церковью лукавнующих; общество язычников – церковью языческой. Церковью иногда называется храм Божий, в который собираются для молитвы; церковью называется и всякий христианин.
Какую церковь должно разуметь, когда мы читаем в Символе Веры: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»? Конечно, здесь говорится не о церкви языческой, не о церкви лукавнующих, не о семействах христианских, ни вообще о всяком христианине, взятом отдельно от других. Церковью, упоминаемой в Символе Веры, или именуемой некоторыми символьной Церковью, называется от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.
Только таковая Церковь есть истинная, Православная Церковь; только сия Церковь спасительна, потому что только в таковой Церкви пребывает и подается благодать Божия, спасающая человека. Чем удостовериться, что в истинной Церкви пребывает спасительная благодать Божия? В этом удостоверяемся, во-первых, тем, что ее Глава есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины. Он и тело Свое, то есть Церковь, исполняет благодатью и истиной. Во-вторых, тем, что Господь обещал ученикам Духа Святого, чтобы Он пребывал с ними вовек (Ин.14:16). Сей Святой Дух поставляет пастырей Церкви (Деян.20:28). А пастырям Церкви дана от Господа власть проповедовать Евангелие, учить, крестить и совершать другие Таинства, чрез которые подается спасительная благодать Божия. Сия спасительная благодать Божия пребывает и пребудет в Церкви до скончания века. Церковь не одолеют ни грехи, ни еретики, ни сам сатана. Такое обетование дано Церкви от Господа: создам Церковь Мою, – сказал Он, – и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).
Какое отличие истинной, благодатной Церкви от всех других и какие свойства ее, чтобы узнать эту истинную и спасительную Церковь, в которую должно веровать? Отличительные свойства истинной и спасительной Церкви в Символе Веры показаны следующие: она – Едина, Святая, Соборная и Апостольская.
Истинная Церковь – Едина. Она есть одно духовное тело, имеет одного Главу – Господа нашего Иисуса Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Как тело человеческое имеет много членов: глаза, уши, руки, ноги, но все члены оживотворяются одной головой и составляют одно тело, так тело Христово – Церковь состоит из многих членов: пастырей и пасомых, мужеского пола и женского, разных племен, разных стран и народов, живых и скончавшихся, земных и небесных, но все они управляются одним Главой, Господом Иисусом Христом, возглавившим Собою всяческая, яже на небесех и яже на земли в Нем (Еф.1:10). В теле – Церкви Христовой – нет различия между иудеем и еллином, варваром и скифом, рабом и свободным, мужеским полом и женским, но все и во всем Христос (Кол.3:11). Во всех все совершает Христос, все освящает, всех питает, всех согревает благодатью, всех просвещает Божественным светом; Он производит и хотение и действие по Своему изволению (Флп.2:13).
Как единое тело состоит из разных членов: рук, ног, глаз, ушей и т. п., так и единая Церковь составляется из многих частей: есть Церковь ветхозаветная и Церковь новозаветная, Церковь земная и Церковь небесная, Церковь воинствующая и Церковь торжествующая, Церковь Иерусалимская, Церковь Антиохийская, Церковь Александрийская, Константинопольская, Всероссийская. Но все эти Церкви составляют части единой Церкви, возглавляемой Христом, Который объединил Собой, как части, Церкви всех времен, всех мест, всех народов и всякого возраста и пола.
В таком смысле, то есть как части единой Церкви, именуются церквами и православные семейства и общества так называемых единоверцев, имеющих с Православной Церковью одну веру, одни Таинства, одну иерархию. Так как Церковь едина, то все члены ее должны хранить между собой единение: единение в вере, единение в духе, в любви, взаимопомощи, единение в молитве, в Таинствах.
Истинная Церковь, именуемая в Символе, есть Святая Церковь. Она свята, потому что имеет Святейшего Главу – Господа нашего Иисуса Христа, Который предал Себя за нее, чтобы очистить ее баней водною, то есть крещением, дабы она не имела скверны или порока, но да будет свята и непорочна пред Ним (Еф.5:26–27). Церковь свята и потому, что в ней пребывает и будет пребывать до скончания века Дух Святой, наставляющий ее Своею благодатью чрез Таинства. Так, когда Церковь принимает в недра свои иудеев, язычников, магометан и младенцев христианских родителей, рождаемых в грехах родительских, то Дух Святой возрождает и освящает их чрез Таинство Крещения и подает им силы для новой, святой жизни чрез Таинство Миропомазания. А когда чада ее после крещения оскверняются грехами, то она освящает их чрез Таинства Покаяния и Причащения.
Освящая грешников, Церковь сама от них не оскверняется. Она не отлучает их от себя, но терпит их, врачует душевные недуги до самой смерти их. Таковые грешники по воле Господней остаются в Церкви, как плевелы среди пшеницы. Ради грешников Господь не оставляет Своей Церкви, как из-за Иуды не оставил святых Своих апостолов, но, по обетованию Своему, пребывает и пребудет с нею до скончания века (Мф.28:20).
Впрочем, есть грешники нераскаянные. Таковые отлучаются от Церкви или видимо чрез церковную власть, или невидимым действием суда Божия. Таким образом, и с этой стороны Церковь остается Святой. Не оскверняют Церковь еретики и раскольники, потому что, не последуя учению Церкви, они подлежат тому отлучению, которое изрекается Церковью на всех таковых в Неделю Православия.
Итак, Церковь, управляемая Святейшим Главой, Господом нашим Иисусом Христом, освящаемая и оживотворяемая Духом Святым, имея власть возрождать и освящать грешников, а нераскаянных отделять от себя данной ей властью или невидимым судом Божиим, всегда остается Святой.
Церковь есть Соборная. Соборная – то же, что Вселенская или Кафолическая. Так называется Церковь потому, что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но она заключает в себе истинно верующих всех мест, всех времен и народов. К Церкви Христовой одинаково могут принадлежать и иудеи, и еллины, варвары и скифы. К Церкви Христовой принадлежат и ветхозаветные праведники: патриархи, пророки, и новозаветные: апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные мужи и жены. Ветхозаветные спасались верой в грядущего Христа, а новозаветные спасались и спасаются верой в пришедшего Спасителя. И ныне всякий верующий должен принадлежать к сей Единой, Святой, Соборной Церкви, потому что вне Соборной Церкви нет спасения. Христос есть Глава Церкви и Спаситель тела (Еф.5:25). Значит, кто хочет спастись, тот должен быть членом Его тела, то есть Кафолической, или Соборной, Церкви.
Наконец, истинная Церковь есть Апостольская: Церковь сохраняет все учение, какое преподали апостолы. Нет такого учения апостольского, которое истинная Церковь перестала бы сохранять или в чем-либо стала изменять его. Апостолы, исполнившись в день Пятидесятницы Святого Духа, сошедшего на них в виде огненных языков, стали сообщать многоразличную благодать Его всем верующим. Они устрояли Церкви, рукополагали пастырей Церкви – епископов, которым передавали ту власть, которую сами получили от Господа. От апостолов идет ряд епископов, имеющих власть не только раздавать верным дары Святого Духа чрез Таинства, но и поставлять священников для совершения Таинств, а также диаконов Церкви. Этот ряд епископов, начавшийся от апостолов в истинной Церкви, никогда не прерывался и не прервется: чрез этот ряд епископов, преемственно идущий от апостолов, в Церкви сохраняется благодать Святого Духа. Итак, в истинной Церкви от апостолов неизменно сохраняется не только учение, но непрерывно соблюдается и преемство даров Святого Духа чрез священное рукоположение, и только таковая Церковь может именоваться Апостольской.
Такова истинная и спасительная Церковь, о которой говорится в Символе Веры: она Едина, Святая, Соборная и Апостольская.
Все эти свойства истинной Церкви имеет Святая Православная Восточная Церковь и находящаяся с нею в полном единении Всероссийская Церковь. Поэтому всякий христианин или общества христиан, отделяющиеся от Православной Всероссийской Церкви как части Единой Соборной Церкви, не могут спастись.
Православная Церковь – Святая. Посему, кто злословит Церковь ради грешников, ею терпимых по материнской любви к ним, тот хулит Главу Церкви – Христа, Которому она подражает в милосердии к грешникам: она оставляет их в недрах своих, как чад своих; хотя они и оскверняются грехом, но она очищает и освящает их благодатью Святого Духа. Кто хулит Церковь, тот хулит Духа Святого, пребывающего и освящающего грешников и действующего в Церкви многоразличными знамениями и чудесами. А кто хулит Духа Святого, тому не простится сей грех ни в сей век, ни в будущий, изрек Господь (Мф.12:31–32; Мк.3:28–29; Лк.12:10).
Православная Церковь есть Апостольская. Посему кто отделяется от православного священника, хотя бы и грешного, тот отделяется от епископа, его поставившего; отделяющийся от епископа отделяется от всех епископов; отделяющийся от собора епископов отделяется от Вселенской Церкви; отделяющийся от Церкви отделяется от Христа; отделяющийся от Христа – не Христова овца; значит, отделяющийся от священника отделяется от стада Христовых овец, его Христос не спасает: это – заблудшая овца, готовая быть снедью волков, то есть духов злобы.
Чада Церкви Православной! Пребывая в недрах сей Церкви, будем совершать со страхом и трепетом наше спасение, чтобы, терпимые ею, несмотря на многие грехи и немощи наши, мы не были отлучены от нее невидимым действием суда Божия за ожесточение и нераскаянность сердца нашего.