Проповеди на праздники:


Архипастырские беседы о Церкви О Церкви, священноначалии и Таинствах.

Без правой веры спастись невозможно. Правая вера одна – христианская вера. Всякий верующий во Христа есть христианин, но не всякий христианин право верует во Христа. Право верует во Христа только православный христианин. Значит, правая вера одна – православная христианская вера. Кто может именоваться православным христианином? Тот, кто право верует в Бога Отца и Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную, кто верует во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь с семью Таинствами, кто ожидает воскресения мертвых и жизни будущего века. Иначе сказать: право верует тот, кто верует так, как научили веровать Господь наш Иисус Христос и Его святые апостолы, как веровали, учили и передали веровать отцы семи Вселенских Соборов. Правая вера изложена на Вселенских Соборах в Символе Веры. Этот Символ Веры, то есть краткое изложение веры, читается так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь».

Не все, читающие этот Символ, могут назваться православными христианами. Некоторые читают его не так, как он составлен на Вселенских Соборах; иные же, хотя читают его так или почти так, как он составлен был сначала, но понимают его не вполне так, как истолковали его святые отцы и учители церковные, и потому вера их не вполне правая, не православная. Так, некоторые христиане, хотя и читают в Символе Веры: «Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», но понимают эти слова неправильно; иные на словах признают Церковь, называют ее Святой, Соборной и Апостольской, а делом отметаются от этого учения о Церкви: они хотя и веруют в эту Церковь, но к ней не принадлежат. Другие хотя и говорят, что веруют в Церковь, но веруют не в эту Церковь, о которой говорится в Символе, а в иную, о которой здесь не говорится. Так, иные называют Церковью свое общество верующих во Христа, но не имеют священства; а иные хотя и имеют так называемых у них епископов, попов и диаконов, но таковое священство не имеет у них законного поставления, и потому их епископы – не епископы, священники – не священники, диаконы – не диаконы, потому их общество не составляет Церкви, потому что где нет епископа, там нет священников и диаконов, там нет и Таинств; где нет епископа, там нет и Церкви, говорит святой Игнатий Богоносец83. Иные под Церковью разумеют всякого благочестивого христианина; хотя они и подтверждают свое мнение словами Писания: Вы есте церкви Бога жива (рус.: вы храм Бога живаго) (2Кор.6:16), но эти слова они толкуют неправо, ибо здесь говорится не о той Церкви, о которой говорится в Символе Веры, как об этом будет сказано после. Иные разумеют под Церковью только храм Божий. И это разумение не вполне верное, потому что в Символе Веры Святой, Соборной и Апостольской Церковью именуется и не храм Божий, и не отдельный человек, хотя бы и святой. Итак, что же такое Церковь? Как узнать, где найти ту Церковь, о которой говорится в Символе?

Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

Итак, Церковь есть общество, или собрание людей, а не один человек. Церковь есть собрание человеков, соединенных православной верой. Значит, кто верует не православно, тот не принадлежит к Церкви. Церковь есть общество, но общество, не земными властями установленное и поддерживаемое, а Богом учрежденное и Им сохраняемое, как изрек о сем Господь Иисус Христос: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Церковь Христова состоит из верующих во Христа, связанных между собою законом Божиим, – а сей закон Божий заключается в двух заповедях о любви: любить Бога больше всего и любить ближнего, как себя самого. Итак, Церковь есть общество людей, связанных между собою законом любви.

Церковь хотя и именуется обществом, но она не разрознена, как человеческие общества, где каждый человек может жить сам по себе и больше для себя, чем для других; члены Церкви соединены с Главой своею и между собой, как члены тела. Церковь есть тело, но не плотское, а духовное тело – не человеческое, а Христово тело. Как тело состоит из главы и членов, так и Церковь Христова имеет Главу – Христа, а верующие соединены с Ним и между собой, как соединены в одном теле глаза, уши, ноги и прочее.

Как тело оживотворяется душой, так и Церковь оживотворяется одним Духом Христовым, а кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим.8:9). Итак, Церковь Христова есть одно тело – Христово тело; у всех членов этого тела одна кровь – Христова Кровь; все они составляют один дух с Господом; члены тела христианина суть члены Христовы.

Человеческое тело управляется главой; и Церковь Христова, как духовное тело, управляется невидимо Христом, Который есть Глава этого тела – Церкви; видимо же Церковь управляется постановленными от Христа освященными людьми. Сии освященные составляют церковное священноначалие, или священство. Три степени священства: епископы, священники и диаконы. Епископы занимают в Церкви место Христа, священники – место апостолов, диаконы назначены для служения при Таинствах.

Тело человеческое оживотворяется духом – и Церковь, как тело Христово, оживотворяется Духом Христовым, Который есть Дух Святой. Духа Святого даровал Церкви от Отца Господь наш Иисус Христос, чтобы Он пребывал в Церкви вовек. Дух Святой сошел сперва на апостолов в виде огненных языков, а чрез апостолов и их преемников – епископов и священников – изливается на всех верующих. Чрез Духа Святого верующим подается многоразличная благодать. Это благодать есть сила Божия. Она подается для того, чтобы мертвых духом оживлять, грешников возрождать, или снова рождать – не плотским рождением, чрез утробу матери, а духовным, от воды и Духа в купели крещения, – а согрешивших после крещения обновлять чрез Таинство Покаяния, грешных делать праведными, нечистых – освящать, слабых – укреплять. Все нужное для духовной жизни подает Дух Святой. Он дает дар пророчества, Он поставляет священников, некнижных научает мудрости, рыбари – богословцы показа84. Дух Святой подает радость духовную, Он научает любви, Он умиротворяет смущение мыслей, Он подает кротость, терпение, научает воздержанию.

Эта благодать Святого Духа подается всем верующим; но никто не может взять ее сам собой: ее можно получить только от раздаятелей, постановленных на это от Бога. Сии раздаятели благодати суть епископы и поставляемые от них священники. Благодать Святого Духа подается через Таинства. Всех Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Таинства могут совершать только епископы: без святителя не должно ни крестить, ни совершать брака, говорит священномученик Игнатий Богоносец. Епископы поставляют и священников для совершения Таинств, и диаконов для служения при Таинствах. Где нет епископов, там нет и священников и диаконов, там нет и Таинств. Где нет Таинств, там нет и Церкви. Церковь без священства и без Таинств есть Церковь безблагодатная, не спасительная, Церковь неплодящая, как церковь языческая; там нет духовного рождения, нет чад духовных, а есть только чада плотские; нет жизни духовной – есть только жизнь плотская, греховная; плотская же жизнь в Царствие Божие не приводит. Такова церковь языческая, церковь еретическая, таковы толки раскольнические, таковы общества сектантские: молокане, духоборцы, хлысты, штундисты и т. п.

Итак, кто принадлежит к телу Церкви Христовой, кто тщится хранить единение духа со всеми в союзе мира (Еф.4:3), кто повинуется епископам, священникам и диаконам Церкви, кто приемлет все семь Таинств и освящается ими, кто во всем следует учению, какое содержит Православная Церковь, кто тщится исполнять закон Христов – тот принадлежит к стаду Христову, тот – Христова овца, тот – истинный христианин, истинный член Православной Церкви, тот имеет надежду на спасение.

Итак, христианин, если хочешь спасти душу свою, пребывай в Церкви. Кто не слушает Церкви, тот выслушай грозное слово Самого Иисуса Христа: если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:17). «Кто Церкви не слушает; – говорит один святой отец, – тот не сын Церкви. Кто не сын Церкви, тому Христос не Пастырь. Кому Христос не Пастырь, тот не Христова овца... тот напрасно ожидает вечной жизни»85. «Хочешь спастись, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя; Церковь есть ограда; если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем».

Проповеди на праздники:

Наверх