Проповеди на праздники:


Архипастырская беседа после вечернего богослужения на пароходе

Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. (Еккл.12:7).

На первой странице Библии, этой древнейшей и священнейшей книги человечества, говорится, что Бог сотворил человека по образу Своему и подобию (Быт.1:27). Сказано также, что Бог создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7).

Из этого видно, что человек имеет две природы, два родства: по телу он, имея матерью своею землю, состоит в родстве со всеми обитателями земли: зверями, птицами, рыбами и другими животными. А по духу он – род Божий, одной природы с духами, обитающими на небе. По телу он перстен и смертен, а по душе духовен и бессмертен. По телу он, как взятый от земли, стремится к земле, мудрствует по земному и делает то, что сродно земнородным – зверям, птицам и гадам: ест, пьет, спит, трудится, добывая себе пищу, бережет свою жизнь, здоровье, оставляет после себя потомство. А по духу он, как образ неизреченной и божественной славы, рассуждает духовно, мыслит о том, что прекрасно, что истинно; в нем таится божественное желание, стремление к Богу. Сообразно этому он направляет и жизнь свою. В Боге он ищет для себя покой и отраду, в Нем видит для себя образ неизреченной доброты и стремится к ней.

Все наземные твари подчинены земным законам необходимости: с чем они родятся, с тем и остаются на всю жизнь; они не могут быть ни лучше, ни хуже, ни умнее и ни глупее своих предков. Волк не сделается кроткой овцой, а овца не станет волком. Лисица не изменит своего хитрого нрава, заяц – своей трусости. И тело человека так же подчинено закону необходимости: человек не в силах сделать на голове своей черный волос белым или белый – черным, он не может прибавить роста своего даже на один локоть. Но дух его свободен: он действует по своему выбору: он может быть и кротким, как агнец, и злым, как волк, и простым, как голубь, и хищным, как коршун.

Ни одно из земных существ не знает, что такое добродетель и что – порок, ибо у них нет внутри нравственного закона, нет совести. Только у человека в сердце написан этот божественный закон. Совесть говорит человеку, что добро и что зло: она упрекает его, когда он грешит, одобряет его, когда поступает по закону совести и по другим познанным им законам.

У животных нет мысли о Боге, нет богопочитания, нет религии. Только человеку вложена мысль о Создателе всего, Премудром и Всесильном; только люди молятся Богу и поклоняются Ему; только у людей есть религия.

Нужно ли говорить еще о том, что у животных нет мысли и посмертной жизни и нет заботы о приготовлении себя к ней! А между тем некоторые из животных предузнают многое, например: некоторые из них предчувствуют приближение голода, ненастья; птицы узнают время полета на зиму в теплые страны, знают, куда нужно лететь. Только в человеке есть предчувствие загробной жизни; только ему врождена забота об умерших; только у людей имеется обычай чтить умерших предков, делать на могилы их разного рода приношения с несомненной мыслью о том, что они продолжают жить и за гробом. Эта мысль о загробной жизни есть почти у всех народов, а у христиан вера в будущую жизнь и ожидание будущего воскресения мертвых составляет один из главнейших догматов их вероучения, подобно учению о бытии Божием.

Все Священное Писание, от первых строк до последних, говорит о бессмертии человека, о том, что есть загробная жизнь, что там будет праведное воздаяние каждому по делам его. Но не все христиане имеют возможность читать слово Божие и из него убеждаться в истине загробной жизни. А в наше время являются разные лжеучители, которые не только сами не хотят верить в будущую жизнь, но и другим желают внушить свое неверие, уловляя в свои сети наипаче людей неопытных, ничему не учившихся, с сожженной совестью. Посему Господь время от времени свидетельствует истину загробной жизни разными знамениями и чудесами. Время от времени, по Его, конечно, изволению, умершие являются своим живым сродникам или знаемым, просят их молитв о себе, благодарят за молитвы и милости, ради их творимые, извещают о своей загробной участи, а иногда оставляют вещественные доказательства действительности их явления. Кто, например, не читал или не слыхал благочестивой повести, в которой говорится о посмертном явлении блаженной Феодоры некоему Григорию, ученику преподобного Василия, и извещении ее о своем хождении по мытарствам. Есть также повествование о том, что некий иерей, просивший у Бога показать ему чувственно райские обители, увидел в сонном видении преподобного Евфросина просфорника, жившего с ним в одной обители. Видя райские обители и удивляясь красоте их, иерей вопросил Евфросина: «Брат, что это такое?» – «Это райские обители, показать которые ты просил у Бога», – отвечал просфорник. В удостоверение же того, что видимые им здесь прекрасные плодовые деревья действительно райские, Евфросин сорвал три яблока и подал их иерею. По пробуждении своем иерей увидел яблоки в своих руках и потом показал всей братии эти благоухающие райские плоды. Братия могли не только видеть, но и вкушать их во славу Божию и во исцеление недугов.

Святитель Иннокентий, Иркутский чудотворец, не во сне, а наяву предстал некоему болящему, который получил от него, по молитве своей, исцеление от болезни, но сомневался в действительности чуда этого исцеления. При этом святитель, ударивши жезлом в пол, сказал исцеленному: «Не будь неверен, но верен». Знак ударения жезлом остался на полу как очевидное доказательство истины явления Святителя.

Есть много и других рассказов из наших времен о посмертных явлениях умерших своим близким и знакомым. Так, повествуется об одном молодом человеке, который был воспитан родителями в страхе Божием, но потом, отданный в учебное заведение, среди развращенного товарищества и сам предался порокам и утратил веру в Бога и в загробную жизнь. Когда, по смерти матери своей, он пришел на могилу ее, чтобы поклониться праху ее, то, не доходя до могилы, упал, пораженный невидимой силой. В бесчувственном состоянии принесенный оттуда в дом, он долго болел неизвестной и для лечившего его врача болезнью. В этом состоянии явилась ему покойная мать его и, упрекая его за порочную жизнь, умоляла его оставить таковую и убеждала верить в будущую жизнь и загробное воздаяние. При этом она говорила ему: «Ты не только погубил себя, но даже запятнал и нас». При этом, показывая на некое черное пятно на своем белом одеянии, она говорила ему: «Это пятно на моей душе – твои тяжкие грехи. Господь хотел поразить тебя, но отец твой и я молились о тебе пред престолом Всевышнего, и Он захотел обратить тебя к Себе: Он послал меня к тебе. Это последнее средство для твоего исправления. Ты не признавал Бога, будущей жизни, бессмертия души – вот же тебе доказательство загробной жизни: я умерла, но явилась и говорю с тобой. Уверуй же в отрицаемого тобой Бога. Ты не веришь и, может быть, думаешь объяснить мое явление расстройством твоего воображения – но познай, что твои объяснения ложны: я своим духовным существом предстою пред тобой, и в доказательство этого вот тебе крест, отвергнутый тобой: прими его, иначе погибнешь». Так сказала мать и скрылась. Больной опомнился и увидел в руке своей маленький крестик; во всей комнате пахло чем-то невыразимо приятным. Молодой человек был потрясен до глубины души этим явлением; прежние его убеждения рушились; он как бы весь переродился.

Счастлив, кто имеет благочестивых родителей, которые и по смерти могут спасать молитвами своими погибающих детей своих.

Будем несомненно верить, что есть душа, есть посмертная жизнь и праведное воздаяние. Будем верить, что по смерти тело возвращается в землю, откуда оно и взято, и дух возвращается к Богу, Который и дал его (Еккл.12:7). Поминай, человек, последняя твоя – смерть, суд, ад и рай, – и во веки не согрешиши (Сир.7:39).

Проповеди на праздники:

Наверх