Проповеди на праздники:


Архипастырская беседа на седьмую заповедь блаженства, в читальном зале архиерейского дома

В седьмой заповеди обещается великая награда миротворцам: Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Мф.5:9). Отсюда видно, какое важное значение имеет мир. Миротворцы будут сынами Божиими, потому что Сам Господь есть Бог мира, а не вражды, Бог порядка, а не нестроения. Мир – душа всего живущего, он есть связь всех созданий, всей вселенной, всех миров Божиих. Существующее держится миром, он есть сила созидающая, благодаря ему всякая часть вселенной занимает свое место. Где нет мира, там разделение, и вселенная разрушилась бы, подобно тому как уничтожается разделившийся дом или царство. Этот созидающий мир вначале господствовал всюду под главенством Бога, Который являлся как бы Отцом единой вселенской семьи. Но с течением времени произошло нарушение мира, начало которому было положено на небесах. Там произошел бунт, его поднял первенец творения – Денница, который возмутил против Творца небесное воинство. Отсюда, с неба, возмущение было перенесено на землю. Сатана возмутил человека. Адам по наущению диавола захотел быть Богом и потому естественно стал Его противником. Так произошла вражда между Богом и человеком; последний, восставши на Творца, нарушил заповедь, а вместе с ней и порядок. Человек пошел наперекор Божественным намерениям, стал поступать вразрез с ними, отчего началось всеобщее расстройство. Человек был владыкой всей твари, и она подчинялась ему. Теперь эта связь разорвалась. Когда человек восстал на Бога, и тварь восстала на человека: их разъединила вражда. Эта вражда проникла и в самый дух человека, и в нем появилось разъединение, разлад. В человеке возникли преступные желания, они стали склонять его на зло, но против них начал раздаваться голос совести, и, таким образом, дух человеческий сделался жертвой внутренней борьбы.

Но Бог любви не мог оставить в таком безотрадном положении человека. Благость Божия требовала восстановления мира; между тем правда Божественная не могла оставить совершившегося преступления без наказания. Отсюда на небесах было решено, с одной стороны, восстановить нарушенный порядок, с другой – удовлетворить оскорбленной Божественной правде. Но воссоздать был в состоянии лишь Тот, Кто создал. Премудрость Божия все создала – Она имела и воссоздать. Это – Ипостасная Премудрость, Единородный Сын Божий. Своими крестными страданиями Он и удовлетворил правде Божией, и примирил человека с Богом. Он стал искупительной жертвой за грехи людей, а потом сделался Ходатаем за нас перед Богом, пренебесным Архиереем. Жертва Сына Божия была вполне достаточна к удовлетворению правде Божией. Он принял человеческую плоть и все человеческое, кроме греха; значит, за людей был принесен в жертву Человек. Но, как соединенная с Божеством, эта жертва была бесконечна – значит, в совершенстве удовлетворяла бесконечного Бога. После такой жертвы примирение сделалось всеобщим: все народы приведены были к Богу, а Церковь стала объединять их собою.

Может ли быть теперь другой примиритель? Осталось ли место для какого-либо нового примирения? Такое место есть. Надо еще каждого человека привести в такое состояние, чтобы он пожелал примириться с Богом. Это делает прежде всего Церковь, у которой есть служители примирения. Они до сих пор продолжают приносить во время священнодействия примирительную жертву и являются ходатаями за людей. По силе любви, ходатаями нашими бывают также праведники, и между ними особенно – Матерь Божия, апостолы, а потом преемники их. Многие из них простирают свое ходатайство до полного самоотвержения. Святой апостол Павел выражал желание самому быть отлученным от спасения, лишь бы спаслись грешники (Рим.9:3). Один старец сам нес епитимию за ученика, который вверил ему душу. Правда, Иисус Христос примирил с Богом и самую совесть человеческую. Он обращается с отрадным призывом ко всем, чью душу обременяет греховная тяжесть: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф.11:28). Это успокоение подается в Таинстве Крещения, после омовения грехов, и в Таинстве Покаяния. Каждый из нас испытывает мир совести после того, как он принес раскаяние в грехах пред духовным отцом и получил разрешение.

Но и при всем том есть еще место примирению: к примирительной деятельности призван каждый христианин, и действительно в истории христианства нам известны многие примирители. Были, например, примирители ересей и разных других раздоров. Константин Великий примирил вселенную, положив конец гонениям против христиан. Григорий Богослов прекратил раздоры, вспыхнувшие по поводу избрания его патриархом. «Я не больше Ионы, – говорил он. – Если из-за меня буря, выбросьте меня», – и отказался от патриаршества. Тогда раздор прекратился. Александр Благословенный примирил народы Европы, которые раздирались распрями и войнами в начале настоящего столетия.

Каждый из нас также может и должен примирять. Кто имеет влияние на дела общественные, на управление города и прочее, тот должен действовать примирительно. Должно примирять всех тех, кто из-за страсти и ненависти грызут друг друга, не хотят уступить. Есть место примирению и в семье. Сколько может, например, принести с собой мира в семью добрая сноха. Она не станет слушать наветов, не будет передавать, что говорят друг про друга разные члены семьи, не станет разжигать между ними вражду и ссоры. Много ответит тот, кто языком возбуждает вражду. Но большая награда ожидает того, кто старается примирять враждующих. В одном месте жил великий пустынник; слух о его подвигах распространился далеко по окрестным селениям, и народ стал приходить к нему, прося наставления. Узнал о нем другой отшельник, он пришел к нему, желая спасаться под его руководством. Первый пустынник принял пришельца ласково и дал ему келью. Скоро народ полюбил нового пустынника и перестал приходить к прежнему. Тогда он возненавидел своего собрата и послал ученика сказать ему, чтобы он оставил келью. Ученик приходит и говорит: «Старец спрашивает о твоем здоровье», а первому донес: «Старец просит обождать, пока найдет новую». После этого первый пустынник снова посылает ученика, и уже с угрозой, что придет с жезлом на непокорного. Ученик вместо угрозы передает отшельнику опять привет и спрашивает о здоровье. Второй пустынник отвечает: «Благодари старца, я немножко нездоров». Тогда своему старцу ученик передал, что отшельник просит сроку две недели. Старец разгневался и пошел с жезлом; тем временем ученик предупредил второго пустынника, что старец сам идет звать его хлеба-соли кушать. Тогда он вышел старцу навстречу и поклонился ему до земли. Это тронуло первого пустынника, и старцы облобызались. Туг объяснилось все, и пустынник поклонился своему ученику до земли, говоря: «Ты выше меня». Подобно ученику, примирившему старцев, должен поступать всякий из нас. Но прежде чем примирять других, необходимо примириться с самим собой, то есть облегчить свою совесть, и уж тогда этот внутренний мир передавать другим. Вот почему примирительную деятельность следует начинать исповедью и святым Причастием: только в этом случае можно надеяться, что она будет иметь успех.

Проповеди на праздники:

Наверх