Апостольское служение как служение Нового Завета (2Кор.4–5)
В служении апостольском, которое Павел понимает как служение Нового Завета, он различает две стороны: его внутреннюю сущность и ту оболочку, в которую она заключена. Это, в общих чертах, тема 2Кор.4 и 2Кор.5. Внутреннее противополагается внешнему, как сокровище в глиняных сосудах (ср. 2Кор.4:7). Через страдания тела апостол участвует в смерти Иисуса и надеется на участие в Его Воскресении (2Кор.4:8 и сл.). Этот путь апостола спасителен и для пасомых (2Кор.4:12–15). С истлеванием внешнего человека происходит обновление внутреннего (2Кор.4:16–18). Цель апостола и есть облечение в небесное жилище, а не одно только совлечение земного, для достижения этой цели и дал ему Бог залог Духа (2Кор.5:1–5). Сознанием этой цели определяется поведение апостола, а, в сущности, и каждого христианина (2Кор.5:6–10). Павел хочет, чтобы коринфяне поняли его поведение (2Кор.5:11–13). Новая мысль о любви Христовой, которая объемлет апостола и в смерти Христовой соединяет всех (2Кор.5:14–15), возвращает Павла к тому же противоположению, на котором он останавливался в 2Кор.4. Теперь это противоположение раскрывается для него как противоположение новой твари во Христе всему тому древнему, которое прошло и с которым было связано знание по плоти (2Кор.5:16–17). В основании новой твари лежит примирение мира с Богом, ставшее возможным в силу искупительного подвига Христова. Служение примирения возложено на апостолов, которые как посланники Христовы, зовут к примирению с Богом (2Кор.5:18–20). Стих 2Кор.5:21 есть один из главных библейских текстов, на которых покоится учение о заместительном значении Страстей Христовых (ср. Гал.3:13).