Ап. Павел – великий богослов
Построенная ап. Павлом система была первая система христианского богословия. В основании системы лежит духовный опыт апостола. Но построение системы требовало и напряжения мысли исключительной творческой силы. Павел был не только мистик – он был великий богословский ум. При этом замечательно, что для самого Павла изложение догматических мыслей никогда не было самоцелью. Многие его Послания (напр., 1Кор. и 2Кор.) посвящены целиком жгучим вопросам жизни, и догматических тем, часто исключительной важности (ср., напр., 1Кор.11:23 и сл., 1Кор.15:3 и сл.; 2Кор.3 и т.д.), Павел касается в них только попутно. По большей части его Послания распадаются на две части: первая даёт догматическое основание, от которого во второй части отправляется учение практическое (ср. Рим.12:1 и сл.; Гал.5:1 и сл.; Еф.4:1 и сл.; Кол.3:1 и сл.). И Павлу, строителю Церкви, было важно именно это практическое учение. Его забота была об устроении христианской жизни его пасомых. Он и подводил под эти практические наставления догматическое основание. Для последующих поколений верующих главная ценность Павлова наследия оказалась заключённой в догматических частях его Посланий.