Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам
Аминь, аминь: слова сии сами собою показывают, что Спаситель хочет говорить о новом предмете, важном для учеников. И Он сперва говорить им о том, с какою верою и с каким успехом будут они молиться после воскресения Его. Потом, про отзыве их о своей вере в Него, указав на слабость веры их, заключает наставления воззванием к твердости.
Елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Спаситель уже говорил ученикам о благоуспешности молитвы во имя Его (Ин. 14:13–14, 15:7–16). Но положение их было таково, что надлежало повторить заповедь в виде обетования.
Доселе не просите ничесоже во имя Мое. Просите и приимте, да радость ваша исполнена будет (Ин.16:24).
Мы уже объясняли, чтó значит молить Отца во имя Христа Иисуса (Ин. 14:13–14). Дотоле Апостолы не возносили молитв ко Отцу во имя Господа Иисуса, потому что они видели в Нем великого Учителя, великого Посланника Божия, но редко и слишком неясно того Посредника, в чье имя и в чьем духе надлежало молиться. В качестве Ходатая Бога и человеков Он открылся миру страданиями, смертию и воскресением. А им не хотелось верить, чтобы Он умер смертию незаслуженною и позорною.
Спаситель, предсказав, что учеиики Его, по молитве во имя Его, будут все получать, говорит им: просите и приимете. Молитва во имя Его – заповедь Его. Отчего так? Вера в Его имя так необходима для души христианской, что без сей веры ей жить нельзя, потому что нельзя жить без Спасителя мира. Надобно же молиться во имя Его, – потому что без Его имени не совершается спасение души. Просите и приимете, да радость ваша исполнится. Цель заповедуемой молитвы и исполнения молитвы та – да радость ваша исполнится. Просите, чтобы иметь радость полную, чистую, совершенную. Молитва во имя Сына, кроме того, что доставляет желаемое, очищает самую радость о получении желаемого, иначе не дозволяет просить того, чтó не служило бы к чистой, лучшей радости – души.
Сия в притчах глаголах вам; но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве о Отце возвещу вам. В той день во имя Мое воспросите (Ин.16:25).
Вот еще новое утешение для учеников! Если они дотоле не возносили молитв во имя Сына Божия, то это зависело и от того, что доселе по обстоятельствам предлагалось им учение в притчах, а по воскресении не будет того. Притча, по библейскому употреблению, означает не только иносказательную речь, но и всякое прикровенное изречение, каковы притчи Соломона, и вообще такое изречение, которое кажется загадочным. Таким образом, Спаситель говорит, что учение Его, какое предлагал Он доселе ученикам о Своем лице, о Своей смерти, о ее последствиях, о связи Своей с верующими, казалось им загадочным. Он действительно иногда говорил иносказаниями или изречениями прикровенными; так, в прощальной беседе Его видим притчу о лозе виноградной, о рождающей жене, а прежде того – притчу о пастыре (Ин.10:6) и другие. Но ученики Его признавали неясным для себя, загадочным даже и такое, о чем было сказано без иносказаний (Ин. 14:9,22, 16:18). Таково было положение их. Скоро придет время, когда ясными словами будет возвещаемо им об Отце небесном и Его Сыне. Тогда-то будут молиться во имя Сына-Искупителя. Тогда увидят, что иначе и не следует молиться.
И не глаголю вам, яко Аз умолю Отца о вас. Сам бо Отец любит вас, яко вы Мене возлюбисте, и веровасте, яко Аз от Бога изыдох (Ин.16:26–27).
«Совершенная вера в Сына не имеет нужды в ходатайстве пред Отцом. Она верит тому, что от Бога исшел Он, и любит и исповедует, что Сын от Бога рожден и послан, а потому сама по себе заслуживает того, чтобы быть услышанною». Так писал св. Иларий. С другой стороны, имя Господа Иисуса так велико, так важно пред Отцом небесным, что за любовь к сему имени Отец небесный готов все сделать для верующих. Живая вера в Господа Иисуса потому бывает услышана Отцом небесным, что пред Ним ходатайствует великое имя Искупителя мира – Сына Божия. Имя Сына Божия потому привлекает любовь Отца небесного к верующим, что в них есть живая вера, вера, любящая Господа Иисуса. Таким образом, ходатайственное служение Спасителя, о чем так часто говорят Апостолы (1Ин.2:1–12; Евр. 7:25, 8:6, 9:24; Рим. 8:34), словами Спасителя не только не исключается, но подтверждается, когда говорится о важности любви к Спасителю мира.
Изыдох от Отца, и приидох в мир. И паки оставляю мир, и иду ко Отцу (Ин.16:28).
Спаситель, оправдывая живую веру в Него, которой так много обещает Он (Ин.16:27), предлагает исповедание о Своем лице. Изыдох от Отца. Исхождение должно быть здесь таково же, каково и возвращение. В возвращении показывается переход на небо путем крестной смерти; точно так, когда говорит изыдох от Отца, дает видеть не вечное отношение Свое ко Отцу, а исхождение Свое в мир в лице Спасителя мира, совершившееся по воле Отца небесного. Иначе называется это посланием Его в мир волею Отца небесного: Ты Мя послал еси (Ин. 17:25). И приидох в мир: по Своей воле, не подчиняясь необходимости; явился в мире – и в каком мире? В мире скорбей, на земле, проклятой за грехи человека. И паки оставляю мир и иду ко Отцу. С такою же свободою, с такою же властию Божественною, с какою явился в мир – возвращается к Отцу.
Глаголаша ему ученицы: се ныне не обинуяся глаголеши... ныне вемы: яко веси вся (Ин.16:29–30).
Ученики Господа Иисуса исповедуют пред Ним, что, во-первых, не видят они ничего темного, ничего загадочного в Его словах; во-вторых, убеждены они в Его всеведении, особенно недавним опытом; прежде, чем вопросили они Господа, Он Сам открыл и объяснил им недоразумение их; не ясно ли, что Он все знает? После сего опыта верят они и тому, что Он от Бога пришел, что Он есть Мессия – Посланник Божий. Это исповедание учеников, как искреннее, утвердил и Сам Господь, когда сказал о них, что истинно уразумели они, что Он послан Отцом небесным (Ин. 17:18). Но вместе с тем не безошибочен сей отзыв их о себе самих. Если, по словам Господа, то время, когда имел Он говорить без притчей, было еще впереди, почему же говорят они: «вот Ты прямо говоришь и притчи никакой не говоришь»? Не обличение ли это в том, что слова Его не столько были для них ясны, как им казалось, что они мечтают о себе лишнее и увлекаются даже до противоречия Господу Своему? Таково самолюбие наше! Как часто думают и говорят о себе иные, что тайны веры достаточно им известны, что они в них наставлены и утверждены, и вовсе не имеют нужды в новых наставлениях; а на самом деле они так малосведущи в знании истин христианства, как мало знают дети то, что бывает иногда сокрыто и от зрелых умов.
Отвеща им Иисус и рече: ныне ли веруете? Се грядет час, и ныне прииде, да разыдется кийждо во своя, и Мене единаго оставите. И несмь един, яко Отец со Мною есть (Ин.16:31–32).
Пред Тем, Кто видит глубины сердец наших, мы иногда совсем не таковы, как сами о себе думаем. Господь говорит ученикам, что вера их не устоит против искушений. Еще немного, еще несколько часов, и они рассеются, как овцы стада, – оставят Своего Пастыря и Господа. Небесный Свидетель истины отдает должное ученикам, одобряет веру их; но не скрывает от них и горькой правды, не льстит самолюбию, а смиряет самолюбие их тем положением, в какое они скоро поставят себя (Мф. 26:31; Мк. 14:27–50). Верный Свидетель истины присовокупляет к тому свидетельство об одной приятной для Него и для них истине, о том, что Отец небесный всегда с Ним. Пусть восстает злоба земли и ада: Отец с Ним – и потому дело Его, для которого пришел Он в мир, от злобы врагов ничего не потеряет; оно еще прославится победою над злобою мира. Эта истина должна была служить опорою для учеников Его во время страданий Его. Эта же истина всегда будет плодоносна в Церкви Его. О, как христианину не быть тверду в скорбях, когда Тот, в Кого он верует, так близок к Отцу небесному, есть Сын Его!
Сия глаголах вам, да во Мне мир имате. В мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин.16:33).
Тем же, чем начал Он беседу Свою с учениками, тем же и оканчивает ее – увещанием не возмущаться скорбями, а твердо веровать в Него. Все, что доселе говорил Он им, говорено было только с тою целию, чтобы веровали в Него. С какою бы злостию ни восстал противу них мир, пусть будут спокойны. Он победил тот мир, который не имеет в себе Божественного начала жизни (Ин. 1:10) и потому злостно, но бессильно, восстает против всего святого. Победа Его над смертию, победа над злобою мира еще впереди (1Кор. 15:57), но для Него она так несомненна, как будто уже кончена, пред взором Его нет будущего, а все настоящее. Победа его над миром – не побуждение только к нашей с миром борьбе, но и сила наша. Победитель мира облечет последователей Своих силою, которую они принимать будут верою в Него. И вот любимый ученик Его, верный свидетель верности слов Его, говорит с торжеством: «победа, которою побежден мир, есть вера наша. Кто победитель мира, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (1Ин. 5:4–5) «Дети, вы от Бога и победили их: ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира» (1Ин. 4:4).
О, когда бы твердо помнили мы во время скорбей наших беседу любви небесной о скорбях! Имя Господа Иисуса, имя всесильное, все доставить нам может. Аминь.