Акафист преподобному Сергию

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры, всегда, когда мы собираемся вместе и совершаем молебное пение у раки мощей преподобного Сергия, наши с вами сердца исполняются несказанной радости и духовного удовлетворения. Все свои скорби и гнетущие нас мысли мы на это время забываем, ощущаем же духовный восторг и отраду. Это потому, что благодать Божия изливается в наши сердца и вспомоществует нам в прославлении угодника Божия и доставляет нам, нашему сердцу отраду и успокоение. «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2, 30), — сказал Господь, и это неложное слово Господне исполняется чудно на преподобном Сергии. Господь прославил преподобного Сергия здесь, на земле, но в большей степени преподобный Сергий прославлен на небесах. И если мы на земле у мощей преподобного Сергия ощущаем духовную теплоту и отраду, то какой радости сподобляется преподобный Сергий теперь на небесах, когда он предстоит престолу Божию и вместе с ангелами славословит Бога! Апостол Павел, восхищенный на небо и слышавший там чудное пение и слова, говорит, что человеку невозможно пересказать человеческим языком все то, что он там слышал. «...Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», — говорит он в Послании к Коринфянам (1 Кор. 2, 9). Вот такой радости сподобился преподобный Сергий.

Но, прежде чем сподобиться блаженной вечной жизни, преподобный Сергий прошел на земле суровый, тернистый путь подвижнической жизни, умерщвляя свою страстную плоть подвигами и лишениями. Начитанный в Священном Писании и святоотеческих книгах, он возымел большое желание в уединении служить Господу, распиная плоть свою со страстями и похотями, и принести себя в жертву Богу. Вот его желания исполняются. Он поселяется в непроходной безлюдной пустыне и с ревностью предается своему многотрудному иноческому подвигу. С любовью он ведет суровую подвижническую жизнь и борется с падшею своею природою. И вот, пройдя этот многоскорбный путь, преподобный Сергий приобрел еще здесь, на земле, величайшую чистоту и упокоение сердца, глубокий мир души, залог небесного блаженства. Для нас, грешных, трудно представить то блаженное душевное состояние, которого достиг преподобный Сергий и которого достигают все подвижники после трудов над распятием своей плоти. Мы можем только созерцать эту чистоту по их внешним действиям и проявлениям.

Но, дорогие братия и сестры, многоскорбный, узкий путь креста, бремя подвига, усилий и борьбы с самим собою, ветхим человеком, и с врагами спасения — миром и диаволом — этот путь неизбежен и для всех нас, спасаемых. Апостол Павел говорит, что те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал. 5, 24—25).

Что значит распять плоть свою со страстьми и похотьми? Плоть наша, созданная Богом вначале чистой и непорочной, после грехопадения наших прародителей сделалась седалищем страстей, в особенности самолюбия и самоугодия, из которых рождаются все страсти и похоти. Поэтому под плотью здесь разумеется грех, живущий в нас. А кто приступает ко Господу, того первый шаг определяется так: да отвержется себе и возмет крест свой (Мф. 16, 24). Отвержение себя и есть попрание своего самоугодия, или распятие плоти, отвержение всех нечистых движений в мыслях и чувствах. Это распятие своей плоти-самости есть неотъемлемая принадлежность жизни духовной. Получив в таинстве крещения благодать возрождения, верующий во Христа уже получает и благодатные силы в борьбе с этими греховными наклонностями, а поэтому он и должен угождать Богу всеми своими нравственными расположениями, то есть сообразовывать свой образ мыслей, чувств, расположений, слов, дел и всего поведения с благою волею Божией. Вот что значит распинать плоть свою со страстьми и похотьми — покорить плоть духу.

Но, чтобы приступить к борьбе со страстями, нужно прежде всего знать ход образования страсти. Святые отцы находят, что первый приступ к нам страстей начинается с так называемого приражения, или прилога, когда от случая ли какого, например, от взгляда, встречи или просто ни с того ни с сего приражается душе нашей нечистое представление, понятие, образ. За этим приражением следует сдружение, как бы знакомство с возникшими представлениями, образами, понятиями, которые усиливаются остановить на себе наше внимание, приобрести благосклонность, понравиться нам. Когда это им удалось с нами сделать, то в нас произошло соизволение, согласие, решение, которое скоро переходит в пленение, увлечение, услаждение сердца, когда начинает как бы невольно тянуть нас к себе известный предмет, который из ума не выходит, становится безотвязен, неотступен. Когда же все это, долго пребывая в душе, переходит наконец в дело — поступок, осуществляется в жизни, то повторяется все чаще и чаще и обращается в настоящую привычку, которую одолеть бывает очень трудно. Поэтому, кто отсекает от себя самый первый приступ страсти — приражение, тот, по словам святого Иоанна Лествичника, за один раз отсек всё за ним следующее, то есть сдружение, соизволение, пленение и самую страсть (Слово 15, гл. 73).

Вот как проявляются в нас душепагубные страсти, в неустанной борьбе с которыми и в умерщвлении которых состоит все великое дело нашего спасения, нашей христианской жизни. Кто живет по влечению их, не думает и не старается умерщвлять их в себе и сделаться более или менее бесстрастным, совершенным, тот не несет креста Христова, тот не воин Христов, потому что только те Христовы, которые, по слову апостола, распяли плоть свою со страстьми и похотьми. И все люди, не исключая и великих праведников, несвободны были от страстей, во всем были подобострастны нам. Только они не давали им воли над собою, а своевременно укрощали и подавляли их. Если же когда, по естественной немощи своей, и падали в борьбе с ними, то скоро зато и восставали, и с новою, большею, силою и опытностью вступали с ними в борьбу, пока не одолевали их, и таким образом восходили все выше и выше, почему и достойно величаются у нас подвижниками, земными ангелами, небесными человеками. Вот этим-то путем борьбы с ветхим человеком шел и преподобный отец наш Сергий, прежде чем явился тем дивным благодатным старцем, который за свою благочестивую жизнь сподобился от Господа неизреченного дара Божия, дара благодати Божией, согревавшей его духовное существо, дара чудотворения, исцеления, назидания и утешения, дара совета и разума духовного.

Дорогие братия и сестры! Каждому из нас Господь хощет спастися (1 Тим. 2, 4), поэтому каждому из нас и должно стараться об очищении своего сердца от страстей, чтобы нам обратиться от тьмы к свету, от смерти к жизни и получить новое чувство, новое сердце, новый дух, а поэтому и будем молиться и просить Господа: «Сердце чисто созижди во мне. Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50,12). Аминь.

Наверх