Агрессивное противодействие Христу
Противодействие резкое и враждебное выходило из среды фарисеев. По Лк., которому, вообще говоря, свойственно стремление ввести общесиноптическое предание в хронологические рамки, можно проследить нарастание вражды. Первое проявление имеет место по случаю исцеления капернаумского расслабленного. Книжников и фарисеев, между которыми были и иерусалимские (Лк.5:17), соблазняет прощение грехов, которое Господь даровал расслабленному (Лк.5:21). Второй случай, в контексте Евангелия непосредственно следующий: книжники и фарисеи укоряют учеников за общение с мытарями и грешниками. Христос отвечает словом о больных, которые нуждаются во враче, и тогда они выдвигают новое обвинение: «ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют» (Лк.5:30–33). Далее идут два случая нарушения субботы: ученики, проходя полем, срывают и растирают руками колосья, и Господь, в другую субботу, исцеляет в синагоге сухорукого (Лк.6:1–11). Параллельные отрывки находятся в системе Мф. в гл. Мф.9 и Мф.12 и в Мк. в гл. Мк.2 и Мк.3. Все три евангелиста оказываются согласны в том, что исцеление сухорукого было использовано противниками как материал для обвинения Господа (Лк.6:6–11, ср. Мк.3:1–6; Мф.12:9–14). Противники – это, в Лк., книжники и фарисеи, в Мк. фарисеи и иродиане, в Мф. фарисеи. Ясно одно: противодействие, встреченное Господом, исходит из кругов ревнителей закона. Последние два случая – наиболее показательные: растирание колосьев было приравнено фарисеями к молотьбе, запрещенной в субботу, а лечение болезней допускалось в субботу только тогда, когда промедление грозило смертельным исходом. Сухая рука смертью не грозила. В случае с колосьями Господь берет учеников под Свою защиту, а в синагоге, преследуемый недобрыми взглядами подстерегающих Его противников, Сам принимает вызов и сознательно нарушает закон о субботнем покое в толковании книжников.