Адресаты Мк.
Марк расстался с ап. Павлом в час его мученической смерти в Риме и в Риме же снова соединился с Петром. Рим был тем поприщем, на котором он работал с обоими апостолами. И первыми читателями его Евангелия были римские христиане. Можно с уверенностью сказать, что в Мк. должны были получить отражение потребности Римской Церкви в шестидесятые годы. Как уже было отмечено, Римская Церковь была смешанного состава, с сильным преобладанием христиан языческого происхождения. В шестидесятые годы это преобладание было подавляющим. Для христиан из язычников не было смысла подчеркивать иудейское основание христианства. Этим и объясняется незначительное число ветхозаветных текстов в Мк., сравнительно с Мф. С другой стороны, Римская Церковь в шестидесятые годы стала центром дальнейшего излучения христианского благовестия. Евангелие утвердилось в Риме. Кровью апостолов оно закрепило свою победу в гонении. И из Рима продолжалось его победное шествие. Римское Мк., в самой своей краткости, звучит как Евангелие победы. Постараемся вслушаться в этот победный клич.