5-я Неделя Великого поста.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святая Церковь, как чадолюбивая мать наша, неустанно заботится о спасении нашем. Она в продолжение всего Великого поста руководит нас в подвигах поста и покаяния.
Так, например, на прошедшей 5-й седмице, в среду вечером, читался Великий покаянный канон святого Андрея Критского для возбуждения в нас покаяния и подвигов благочестия. В пятницу вечером, на утрене субботы, совершалось молебное пение акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы, постоянной нашей Заступницы и Споспешницы к покаянию.
А сегодня, в 5-ю Неделю Великого поста, Святая Церковь творит память преподобной Марии Египетской, подавая нам на примере ее жития образец истинного покаяния и неизреченного Божия милосердия и человеколюбия.
Призываю вас, возлюбленные братья и сестры, во имя спасительной помощи для душ наших, прочитать полное житие преподобной Марии Египетской, и вы не пожалеете ни трудов, ни времени, употребленных на это. Так назидательна жизнь ее, так глубоко поучительны подвиги ее. В ее жизни вы увидите две противоположности: бездну греха и высоту благочестии и добродетели. Родившись в Египте в первой половине 5-го века, Мария с 12 лет самовольно ушла из родительского дома в город Александрию и, попав на скользкий путь порока, она в течение 17 лет ниспадала всё глубже и глубже в бездну разврата. жизнь веселая, своенравная, греховная, полная всех мирских и плотских наслаждений, обратилась в привычку. И единственное неизреченное человеколюбие Божие извлекло ее из бездны. Однажды ради развлечения она отправилась в Иерусалим с паломниками, которые спешили ко Гробу Господню, к животворящему Кресту на праздник Воздвижения. Как в дороге, так и по прибытии в Иерусалим Мария вела свою обычную греховную жизнь. И самого простого любопытства пришла она в праздник в храм Воскресения Христова. Но здесь вдруг, по милости Божией, совершилось необычайное и необъяснимое для нее чудо: все свободно входили в храм Божий, где совершался величественный чин воздвижения креста. Одна Мария, как ни старалась, не могла переступить порог храма, какая-то невидимая сила не пускала ее и отталкивала назад... Мария смутилась, и впервые мысли, глубокие мысли овладели ею. И благодать Божия коснулась ее души: перед ней восстали вся мерзость и нечистота ее жизни, вся ее греховность и недостоинство. Стыд и ужас, скорбь и раскаяние потрясли ее. И вот увидела она в притворе икону Божий Матери, с сердечным сокрушением и слезами она поверглась ниц перед иконой, и стала умолять Богородицу, чтобы Она исходатайствовала ей прощение грехов и вход в святой храм, и чтобы Она помогла ей искупить прежнюю греховную жизнь вдали от суетного мира. Восстав с верой и надеждой на преблагословенную Матерь Божию, Мария устремляется в храм и уже беспрепятственно входит в него, благоговейно, со слезами раскаяния поклоняется животворящему Кресту и дает обещание исправить свою греховную жизнь. И снова идет в притвор, и перед иконой Богоматери молит Пресвятую Богородицу наставить ее на путь спасения и руководить еe на пути покаяния. «За Иорданом найдешь успокоение», - слышит она голос. И Мария, повинуясь этому дивному гласу, удаляется в Иорданскую пустыню. И там она проводит 47 лет в уединенных подвигах. Первые 17 лет прошли в страшной борьбе со страстями: прежние привычные вкусные пища и вино, веселые песни, безумное веселье, нечистые помыслы, преступные пожелания и соблазнительные образы не давали ей покоя. Только твердость раскаяния и веры, постоянный пост и сильная молитва сохранили ее от искушений и даровали ей победу над сильными и закоренелыми страстями. Наконец, после 17 лет тяжелой борьбы и чрезвычайных подвигов покаяния настал вожделенный покой. В душе ее - уже теперь великой святой Марии - водворился благодатный мир, и в течение 30 последующих лет в уединении, постоянных молитвах, посте и богомыслии совершается ее восхождение на такую высоту добродетелей, что ее жизнь становится ангелоподобной. Ее физическое естество телесное преодолевает физические земные законы, во время молитвы она отрывается от земли и пребывает в воздухе, ходит по воде подобно Господу, Спасителю нашему, знает Священное Писание, не учившись, имеет дар ведения - прозорливости и т. д. Она получила от Церкви Святой наименование преподобной, т. е. уподобившейся Богу.
За год до ее кончины с ней по воле Божией встретился в пустыне подвижник - старец Зосима. По ее просьбе через год он снова пришел в пустыню, чтобы напутствовать ее - эту необычайную ангелоподобную святую Марию - в вечную блаженную жизнь причащением Святых Христовых Таин.
Так Святая Церковь примером преподобной Марии Египетской, поднявшейся из бездны греха к величайшей святости, побуждает нас к покаянию и убеждает в бесконечном милосердии Божием, а также убеждает нас в неосновательности и ложности всех наших рассуждений о закоренелости и непобедимости страстей и привычек, постоянно приводимых нами в оправдание своих грехов.
Конечно, возлюбленные братья и сестры, без борьбы, без трудов, без лишений невозможно одержать победы.
Итак, в оставшиеся дни Святой Четыредесятницы принесем истинное покаяние Богу в грехах своих, да поможет нам в этом своими молитвами преподобная славная Мария Египетская.
Аминь.