Проповеди на праздники:


4-я Неделя Великого поста. 1958г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

При начале Великого поста Святая Церковь взывала ко всем верующим: «Се время благоприятное, се время спасения»... Вот теперь, пройдя уже более половины поприща поста, мы можем уже посмотреть и подумать, - правильно ли мы используем это благоприятное время для нашего спасения? Правильно ли совершаем поприще поста?

Так вот, некоторые из нас, христиан, думают, что пост должен состоять в воздержании от пищи и пития - и только. Не есть в пост мяса или рыбы или не вкушать масла и вина - этим, по их мнению, исчерпывается вся заповедь о посте.

Но так ли это? Конечно, не так. Поститься телесно нужно и должно, но с воздержанием телесным (с постом телесным) непременно, обязательно должен быть соединен и пост духовный. Так учит и Святая Церковь: «Постящеся, -  говорит она, -   братие, телесне, постимся и духовно».

В чем состоит духовный пост и почему он необходим? Святые отцы определяют так: «Если постишься, покажи от дел твоих. Каких именно? Видев нищего, помилуй (помоги); с врагом помирись; человеку, находящемуся в счастье, не завидуй; на жену, сияющую красотою, не гляди. Постись нелицемерно: постись и очами, и сердцем, и ушами, и руками, и всеми твоими членами... Руки воздержи от присвоения того, что тебе не принадлежит, ноги - от хождения на игрища и всякого увеселения, слух удержи от слышания оклеветания и лжи, и пусть постятся и уста твои, воздерживаясь от осуждения» (Прол. Ап.)

Таков, братья, пост духовный. Духовный пост нам необходим, потому что без него телесный пост теряет всякую силу. Без духовного поста телесный пост ничто и не принесет нам никакой пользы. Как и говорит о том блаженный Иероним: «Что пользы истончевать тело воздержанием, когда дух гордостью распыхается? Какую похвалу получи за бледность (лица) от поста, когда мы бледнеем от зависти? Какая добродетель не пить вина, а гневом и ненавистью упиваться?» (Посл. 14, том 2). «Ничто же бо есть (т. е. абсолютно никакой не будет пользы нам), если мы не будем есть мяса или рыбы, но будем съедать плоть ближних оклеветанием», - говорится в духовной книге, называемой «Пролог».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно, т.е. внешние действия поста сообразим с внутренними. Очищая тело воздержанием, очистим и ум от помыслов суетных, и сердце от желаний лукавых. Умерщвляя тело постом, умертвим и страсти: гнев, похоть злую, жадность к наживе и тому подобное зло. Украшая тело телесным постом, украсим и душу добродетелями: милосердием, кротостью, смирением, с врагами примирением, милостыней. Вот тогда только и будет истинный пост и Богу приятный и для нас, следовательно, спасительный.

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх