4-я Неделя Великого поста. 1955г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Итак, прошло уже больше половины святого и Великого поста. И великая беда будет для: нас, если мы не сумеем воспользоваться этими днями покаяния для очищения себя от грехов своих.
Еще в Ветхом Завете Господь повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину (т. е. десятую часть) из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих.
Зная это, святsе апостолы установили и для нашей пользы десятую часть года, т. е. время Великого поста, посвящать Богу, - чтобы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали бы себя от грехов своих, сделанных нами в течение целого года.
А вот если мы проявляем невнимание, рассеянность, леность, беспечность в деле спасения и не приносим должного и истинного покаяния даже в эти дни, то что нас ожидает? Кому нас можно уподобить?
На этот вопрос дает убедительный и яркий ответ или пример притча Варлаама премудрого.
Один человек, убегая от ярости единорога, встретил на пути большой овраг с крутsм обрывом. Спасаясь от зверя, человек бросился с обрыва. Во время падения он крепко ухватился обеими руками за дерево и уперся ногами в небольшой уступ горы. И вот видит он, как две мыши подгрызают корень дерева, и ему предстоит опасность свалиться в пропасть; потом он заглянул в глубину оврага и увидел там страшного змия, который широко раскрывал свою пасть, а из пасти его исходило пламя. Наконец, он обратил свои взоры на уступ скалы, на которой держался ногами, и видит, что из расселин высовываются головы ядовитых аспидов. После всего, обратившись к ветвям дерева, за которое держался, он заметил на них мед диких пчел. И вот этот человек, окруженный столькими опасностями, забыл о единороге, который бесновался на краю пропасти, забыл о змие, который внизу готов был пожрать его, забыл об аспидах и о том, что дерево должно будет скоро упасть, - он забыл обо всем этом и начал лакомится медом.
Притча эта означает следующее. Единорог, преследующий человека, есть смерть (или вернее страх смерти), которая преследует каждого человека. Большой овраг - это наш суетный мир. Дерево - которое непрестанно подгрызают две мыши - это жизнь наша, которую непрестанно сокращают каждый минувший день и каждая минувшая ночь, приближая ее к смертному часу. Головы аспидов - это наши телесные страсти и похоти. Змий, дышащий огнем, означает ад, готовый поглотить грешников. Капли меда означают наши греховные наслаждения, которым мы беспечно предаемся.
Притча эта учит нас быть бдительными и всегда помнить о назначении нашем - о вечной жизни, к которой и призывает нас Господь. «Помни последняя твоя, - говорит ветхозаветный праведник, и вовек не согрешиши». Конечно, тяжело нам грешным исправлять себя, переменять образ жизни, идти против укоренившихся навыков. Неприятно представлять свою смерть и думать, что всякий день можешь умереть. Но что же делать, когда это истинно так. Неужели лучше забыть свою смертность? Но нам, смертным, все равно не миновать смерти. Хорошо, если смерть найдет нас на одре болезни, хотя и это не вполне благонадежно. А если внезапно, без всякого с нашей стороны ожидания и подготовки?
Будем же всегда помнить о своем конечном назначении, как можно чаще повторять молитвы, предложенные нам Церковью: «Господи! Даждь нам прежде конца покаяние. Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». И чистосердечно принесем покаяние в оставшиеся дни Великого поста.
Аминь.