Проповеди на праздники:


4-я Неделя по Пятидесятнице. 1951г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня в евангельском чтении показана нам вера римского coтника-язычника. Крепость веры этого язычника удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всего сущего, потому и просил: «Скажи только слово - и исцелеет отрок мой».

Такой веры ждет Господь и от нас. Но почему же у нас нет такой веры? Неужели наше неверие происходит от недостатка свидетельств об истине Христовой веры. Конечно, это не так. Есть предметы в области учения веры, которые до такой степени ясны, что не для утверждения, а наоборот для опровержения их потребовалось бы изыскивать доказательства. Таковы, например, нравственные истины, что каждый из нас должен быть честен, справедлив, выдержан, человеколюбив и т. п. Это настолько ясно, что для этого не требуется никаких доводов и доказательств. Но однако же человек поступает часто вопреки этим требованиям. Почему? Да потому что эти требования он считает бесспорными и обязательными для всех, а для себя самого считает часто необязательными. Если не явно, то втайне он говорит себе: «Закон предписывал мне поступать так-то, но для меня выгоднее, приятнее или по крайней мере легче поступать иначе, и я последую тому, что внушает мне моя природа: в ее влечениях- мое право. Вот как можно подвергать сомнению то, что само по себе ясно. Но теперь представьте, что тот же человек судит о поступках другого. Будет ли он подыскивать подобные основания для оправдания какой-либо неправды его? Не скажет ли он прямо, что такой-то поступок его, которым нарушается закон добродетели, недостоин человека и заслуживает осуждения и наказания? Отчего же это ясное и очевидное мы не всегда принимаем и исполняем? Потому что наше неверие часто зависит просто от нежелания верить, независимо от того, есть или нет ясных оснований для веры. Такое нежелание верить образуется под влиянием греховных наклонностей, которые, переходя в сильную привычку или страсть, обращаются в упорное неверие. Так вот, например, когда человек имеет сильную ненависть к кому-нибудь, то он не может верить добрым качествам невидимого им лица, хотя бы они ясны были для всякого другого. Разительный пример тому  представляют нам  враги Христовы -  начальники  иудейские:  фарисеи, книжники саддукеи. Они  видели  в  Спасителе  посягателя на их власть, славу и благополучие. Каждое новое доказательство божественности Спасителя их  ожесточало,  и  в конце концов упорное неверие  их  привело к  богоубийству.

Таким образом, не недостаток средств к убеждению в истине, а недостаток желания, расположения к истине производит  маловерие или неверие. Сам Господь объяснил причины неверия, говоря упорным врагам Своим: «Знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу, потому что слово Мое не вмещается в вас» (Ин. 5, 42; 8, 37).

Какой важный урок для нас! Значит, внутри самих нас, в нашем настроении и расположении сердца - главный источник нашей веры или неверия. И вот если мы будем хранить свое сердце от греха и воспитывать в нем любовь, то оно будет самым чутким и верным восприятием истины Божией, и мы будем иметь твердую веру.

Аминь.


Проповеди на праздники:

Наверх