Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на дни святых. В день святителя и чудотворца Николая.
Поучение сорок третье.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшний день, возлюбленные во Христе, Святая Церковь с особой торжественностью прославляет святителя Николая Чудотворца. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Вот таким был, действительно, святитель Николай Чудотворец.
Жил он в IV веке, еще с детства у него было стремление к благочестию, к христианскому вероучению. Его не занимали детские игры, он больше всего посещал храм и возводил свою душу горе, то есть к Богу. Дядя его был архиерей, поэтому, когда возрос святитель Николай Чудотворец, дядя посвятил его во священство. И вот, когда он стал священником, он возымел большую ревность поклониться святыням во Иерусалиме. Прибыл он в Иерусалим, поклонился святыням и решил посвятить себя всецело Богу, поэтому он решил уйти в монастырь, но Промысл Божий дает каждому свое направление.
В IV веке жил также великий святой, преподобный Антоний Великий. Ему было откровение, что он должен идти в пустыню. А святителю Николаю Чудотворцу Господь открывает, что если хочешь получить спасение, то иди в народ.
Пути спасения бывают различные, и не как мы желаем, а как Господь ведет нас Промыслом Своим. Повинуясь Промыслу Божию, святитель Николай отложил свое желание, свою волю, идет в народ, и Промыслом Божиим он возводится в архиереи. Когда он стал архиереем, он проявил и отдал все свои способности, все свои чувства для того, чтобы облегчить положение ближнего.
Христос так и заповедал: Люби Господа Бога всем сердцем, всею мыслию, всею крепостию своею, и ближнего люби, как самого себя.
Даже забыть себя надо, а ближнему сделать особое утешение. Святитель Николай ревностно проводил в жизнь свой архиерейский долг: он много привел в христианство людей, которые даже не знали христианского вероучения. Но не только в этом чувствовал свой долг святитель Николай Чудотворец, он стремился к истине и правде.
В IV веке было большое гонение на христиан. Правитель, зная ревность святителя Николая к православию, посадил его в темницу. Там некоторые смеялись над ним:
- Вот ты проявляешь ревность, говорят, ты даже чудеса творишь, а вот тебя посадили в темницу. Что ты будешь делать? Где же твой Бог? Как ты избавишься от этого?
А святитель Николай Чудотворец им ответил:
- Господь знает, кому что надо. Он мне послал, по вашему мнению, скорбь, а для меня это радость, потому что скорбями, болезнями очищается наша душа. Господь меня любит, поэтому и послал такую скорбь.
В темнице святитель Николай увидел много христиан и, действительно, он получил там великую радость, потому что там он проявил архиерейский свой долг. И христиане были все рады, что Господь послал к ним архиерея.
Прошло некоторое время, воцарился на престоле Константин и христианская вера стала главенствующей, потому что царь Константин принял христианство, и вероучение христианское восторжествовало.
Но, возлюбленные, злая сила (злой дух) везде и всюду вносит неприятности для Церкви и для каждого из нас, христианина.
По внушению злой силы, нашелся один такой «большой умник» - протоиерей Арий, который стал проповедовать среди христиан, что Господь Иисус Христос не Сын Божий, а что Он просто великий пророк и что Божия Матерь не является Богородицею, а Она является Христородицею, то есть Она родила не Бога, а Христа (человека).
Эта ересь (ложное учение) возмутила Церковь. Среди христиан появились последователи сего пагубного учения, зло распространялось, но ничего не могли сделать с Арием. Злой дух, как говорят, дает злой ум. Он все время делал смуту в нашей Православной Церкви.
По этому случаю был созван Собор святых Отцов для того, чтобы призвать Ария к христианскому вероучению, к правильному вероучению, которое исповедует наша Православная Церковь от апостольских времен.
Святитель Николай Чудотворец, как хранитель правды и истины Церковной, на этом I Вселенском Соборе, когда обсуждался этот вопрос, стал доказывать Арию, что он заблуждается, и просил его, чтобы он не смущал Церковь. Своими словами он не мог его убедить, а святитель Николай знал, что если враг восстает и наносит удары по Церкви и отечеству, то его надо проучить даже физически.
Вот, например, когда татарское иго тяготело над нашей Родиной, над нашей Церковью, Димитрий Донской пришел к преподобному Сергию и спросил, что ему делать, выходить войной на татар или исполнить заповедь «не убий»? На это преподобный Сергий ответил, что «не убий» говорится в том случае, когда преследуются корыстные цели, а когда мы защищаем беззащитных и свое отечество, тогда надо идти и врага победить.
Он благословил князя Димитрия на известную нам Куликовскую битву и даже дал ему двух монахов. Имена этих монахов-схимников (Андрей и Александр), павших в этой битве, и сейчас красуются в Троице-Сергиевой Лавре.
Из истории вы знаете, что Димитрий Донской одержал победу, и мы, слава Богу, освободились от ига татарского и находимся с вами в таком состоянии, когда иго татарское давно ушло в область предания.
Вот и Николай Чудотворец, когда увидел, что Арий никак не желает отказаться от своего заблуждения и не хочет согласиться с тем, чтобы он не сделал смуту в Церкви, то святитель ему сказал:
- Если ты не слушаешь словес, то... вот тебе! - развернулся и ударил его по щеке.
Святитель Николай хотел призвать Ария к истине хотя бы физическим способом. И, действительно, он закрыл его уста, но... что же получилось?
Некоторые, даже архиереи, завистники конечно, смутились и дали святителю Николаю епитимью - домашний арест. Они по форме начали судить:
- Архиерей не имеет права давать волю рукам, он нарушил архиерейский сан.
А святитель Николай Чудотворец только радуется и думает: «Вот это скорбь мне! Зато арианское движение будет прекращено».
Действительно, этот удар воздействовал на Ария. И ересь была уничтожена.
А святитель Николай молился за врагов своих, за тех, кто наложил на него епитимью. Он говорил:
- Господи, Ты мне посылаешь испытание, а им пошли спасение.
Молится он так, как бы в затворе, выполняя свою епитимью, и благодарит Господа...
Возлюбленные, ведь Господь нас любит в двух направлениях. Первое направление, это когда Он нам помогает во всем: в семейной жизни, на работе; когда посылает нам здоровье, успех во всем - это первый признак любви Бога. А второй признак любви Бога, когда Господь посылает нам испытания: клеветы, напраслины, болезни и т. д. Эти испытания еще больше, чем первые, показывают, как мы близки к Богу.
Святитель Николай знал это, поэтому он радовался и благодарил Бога, чувствуя, что Господь близ него, раз послал ему такое испытание.
И вот Господь Иисус Христос и Матерь Божия открывают архиереям, что святитель Николай охраняет чистоту Церкви, что проявил он такую ревность именно для того, чтобы изжить смуту в Церкви, что он поступил правильно, и поэтому Спаситель ему преподносит Евангелие - благую весть, а Матерь Божия преподносит ему омофор святительский. Это значит - достойный он архиерей! Вот почему на иконах изображается святитель Николай Чудотворец, а вверху по сторонам Спаситель и Божия Матерь.
Тогда архиереи поняли, что они опрометчиво поступили так с Николаем Чудотворцем, попросили у него прощения, сняли епитимью и благодарили его за то, что он бесстрашно проявил такое воздействие на еретика.
Вот, возлюбленные, как надо безбоязненно охранять чистоту Церкви. Надо иметь ревность благочестивую и рассудительную, которую имел святитель Николай Чудотворец. Надо думать не только о своем спасении, но и о спасении ближних, только надо проявлять это с рассуждением и благочестием. Не по форме, а по существу надо рассматривать все! Вот поэтому Святая Церковь так чтит святителя Николая Чудотворца.
Много он делал чудес еще при жизни своей. Если перечислять все чудеса, то займет несколько часов. Но вкратце надо сказать, что он дожил до глубокой старости, был всеми уважаемый и получил блаженную кончину. И не только при жизни он делал чудеса, но и по кончине своей. Много он делает чудес и в наше время! Например, моряки - они чувствуют великую силу святителя Николая Чудотворца! Всегда прибегают к нему для того, чтобы он помог им. И он всегда им помогает.
Итак, возлюбленные, что после этого можно сказать? Одно только: дай Бог и нам иметь великую веру и любовь к святителю Николаю Чудотворцу! Мы все нуждаемся в помощи, у нас много скорбей, болезней и других неприятностей. Сейчас сонм священнослужителей выйдет в народ. Помолимся перед образом святителя Николая Чудотворца горячо, всем существом своим, для того, чтобы он нам помог везде и всюду возвещать правду и истину чистым житием своим. Аминь.
Источник: Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр. 246-250