32-я Неделя по Пятидесятнице 1964г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В то время как фарисеи и начальники иудейские, гордые своей праведностью от закона, с презрением отвергали от своего общества чад Божиих - мытарей и грешников, Иисус Христос, пришедший призвать не праведников, но грешников к покаянию, с заботливостью доброго Пастыря, оставляющего 99 овец в горах и взыскающего единую заблудшую, искал и обретал раскаявшиеся души, ждавшие, как мы видим, только Его пастырского голоса, чтобы возвратиться им на путь правды. Так обрел Господь Левия-мытаря, хананеянку и блудницу, отершую ноги Его власами главы своей, и многих мытарей и грешников. Так обрел Он и мытаря Закхея, о чем мы слышали сегодня в Евангелии.
Евангельская история не рассказывает подробности жизни Закхея, но говорит только, что он был начальником мытарей. Уже это одно достаточно ясно указывает, что имя Закхея было обременено всеобщим говором, его считали великим грешником, и что все почитавшие себя истинными израильтянами, чуждались его с презрением, как прокаженного. Но по душе этот начальник мытарей был несравненно выше многих фарисеев и книжников, почивших на законе. Закхей чувствовал свое греховное состояние, и не только чувствовал, но и тяготился им. Более того, он желал покаяться в грехах и желал сложить бремя грехов своих у ног Христа Спасителя, Который с отеческого любовью принимал всех раскаявшихся грешников.
Но народу вокруг Христа было такое множество, что Закхей не только не мог к Нему подойти, но не мог даже увидеть Его, т. к. он был очень низкого роста. Но истинная любовь изобретательна! Закхей, охваченной любовью к Спасителю, забыл свое положение, свое богатство и суд света, и побежал вперед, влез на смоковницу, чтобы с нее увидеть Спасителя, т. к. она стояла при дороге, которой шел Христос. Суд света, гордость житейская не поняла бы и не оценила его поступка, а скорее поглумилась бы над ним, дескать, солидный человек, а ведет себя, как мальчишка. Но Христос, зная тайная сердца человеческого, Сам пошел навстречу столь истинной любви его. Поравнявшись с деревом, Спаситель посмотрел на него и сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей с поспешностью слез с дерева, и принял Господа в свой дом с необычайной радостью, охватившей всю его душу. Но завистливый и лукавый свет (человеческий мир), прикрываясь личиной праведности по закону, произносил свой неправедный суд и над Закхеем, и над Самим Господом: «И все (видя то) начали роптать и говорить, что Он (Господь) зашел к грешному человеку».
Если бы это суждение касалось бы только одного Закхея, то он, без сомнения, в избытке своей радости не обратил бы на него никакого внимания. Но это неправедное осуждение касалось Самого Спасителя, которого он полюбил всей душой. Потому Залахей и поспешил скорее оправдать любовь Спасителя к нему грешному не словами только, но самим делом, и этим сомкнул уста мнимых праведников. Закхей, встав, сказал Господу: «Господи! половину имения я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». И нет сомнения в том, что сей праведный муж Закхей исполнил впоследствии все, что обещал Спасителю. Сердцеведец Господь преподал ему Свое божественное благословение: «Ныне пришло спасение дому семy, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Так Св. Церковь в последнюю неделю перед подготовительными неделями к Великому посту дает нам пример покаяния в лице праведного Закхея. И блаженны те христиане, которые, восчувствовав свою греховность, не устрашаются трудов покаяния, ни мнений лукавого света и не угашают в себе Духа Божия. Но, подобно праведному Закхею, отверзают свои сердца для благодати Божией и отказываются от своих прежних мертвых дел для того, чтобы беспрепятственно любить Бога всем сердцем, всей душой, всей крепостью и всем помышлением своим.
Аминь.