Проповеди на праздники:


31-я Неделя по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Верно и всякого приятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 ТИм. 1, 15), - так говорит первоверховный апостол Павел.

В этих словах, предложенных Церковью в нынешнем апостольском чтении, содержится для нас наставление о кротком и долготерпеливом отношении к согрешающим. Не превозносить себя, не гордиться, не считать себя лучше других, а, наоборот, считать себя грешнейшим из всех. Мы все ежеминутно согрешаем делом, словом и помышлением, и должны сознавать свою греховность и постоянно приносить Богу сердечное раскаяние. Но часто слышится вопрос: а что делать с теми людьми, которые потеряли страх Божий, не слушают слов обличения, а, наоборот, как бы хвалятся своим нравственным безобразием? Нужно ли от них отворачиваться, с презрением относится, как к безнадежным? Нет, братья, не таков дух учения Христова.

Мы должны презирать и ненавидеть грех, но должны любить грешников, как бы ни были тяжки их грехи. Мы должны любить грешников, как чад одного с нами Отца небесного, как братий наших во Христе, искупленных честной Его кровью. Мы должны желать добра и заботиться об обращении к покаянию согрешающих и не считать никого из них безнадежными. Любовь христианская - самое могущественное средство к исправлению согрешающих. Сам Господь наш Иисус Христос пришел на землю не грозным карателем  грешников, но милостью и кротостью привлекал их к раскаянию. Он был друг мытарей и грешников, с ними ел и пил, Он считал их больными, требующими врачевания.

По примеру Спасителя истинные последователи Его всегда относились к согрешающим с кротостью и снисхождением, и таким образом привлекали их к покаянию. Так, преп. Серапион, придя из пустыни в город, встретил великую грешницу, всеми презираемую. Преподобный вместо укоризны обратился к ней с ласковыми словами и тем возбудил в ней доверие к себе. Упорная грешница стала со вниманием слушать его отеческие наставления, и скоро пришла в чувство раскаяния, бросившись к его ногам, и закончила жизнь свою великой подвижницей. Другой яркий пример. Однажды авва Макарий, идя к инокам в сопровождении своего ученика, попросил его поспешить и пойти вперед. Ученик, уйдя вперед, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой обрубок дерева. Ученик крикнул ему: «Куда бежишь, демон?» Жрец, рассердились, жестоко его избил, так что оставил его едва дышавшим, и снова продолжил свой путь.

Пройдя немного, жрец встретился с блаженным Макарием. Авва Макарий приветствовал жреца так: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» Жрец удивленный остановился и спросил: «Что ты нашел во мне доброго, чтобы приветствовать так меня?» Старец же Макарий ответил: «Сделал я тебе приветствие, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то?» Жрец на это оказал: «От приветствия твоего я пришел в умиление, и понял, что ты великий служитель Бога. А вот другой повстречавшийся со мной какой-то окаянный монах обругал меня, за то я и избил его». После этого жрец бросился к ногам Макария, обнял их и воскликнул: «Не оставлю тебя, пока не сделаешь меня монахом». И они пошли вместе. Дойдя до места, где лежал избитый монах, они подняли его и на руках отнесли в церковь.

Братия, увидев, что блаженный Макарий идет вместе с языческим жрецом, очень удивились. Результат же всего был такой: жрец принял христианство, а потом и монашество. Многие язычники, наставленные примером своего жреца, обратились к христианству. В учение авва Макарий сказал: «Слово гордое и злое направляет ко злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей».

Будем, братья, помнить эти примеры и никогда не присваивать себе права судить согрешающего или карать его злоречием и насмешками. Но, наоборот, будем жалеть его и молиться Господу о его исправлении. Так мы исполним долг христианского братолюбия и сами избегнем наказания от Бога за грех осуждения.

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх