Проповеди на праздники:


30-я Неделя по Пятидесятнице 1956г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы слышали в евангельском чтении слова Спасителя: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное…Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 23-24). Что это значит? Неужели то, что для богатых почти невозможен вход в Царство Небесное? Нет, не так надо понимать. Св. Иоанн Златоуст, объясняя вышеприведенные слова Господа, говорит, что «Христос этими словами не богатство порицает, но тех, кто пристрастились к нему». И вот одно из самых главных наших заблуждений и заключается в том, что мы нередко воображаем себя как бы бессмертными на земле. И думаем, что мы можем быть вполне счастливыми в этом мире.

Мы гоняется за земными благами, в них полагаем задачу и цель жизни, на них тратим силы и здоровье, из-за них нередко губим совесть и душу. А заботу, попечение о едином на потребу, о Царствии Божием, о спасении души - считаем чуть ли не последним из всех своих дел. Кто мог· ослепить нас таким ужасным образом? Спросим чистосердечно, может ли что-либо земное вполне удовлетворить нас? Кто может быть на земле истинно счастливым? Кто остается довольным всем, и кто блажен на земле? Увы, всякий из нас, если ·глубже вникнет в настоящую жизнь, скажет, что нет здесь ничего надежного, твердого и постоянного, что всё проходит, и образ мира сего, и похоть его, и в конце концов все изглаживается рукой смерти.

«Жизнь мира сего, - говорит св. Василий, - многого уныния полна и воздыхания; она ни для кого не беспечальна и исполнена лести и злобы... Каждый день свою неприятность приносит как носящим багряницу и венец, так и одетым к рубища. Одному предстоит труд землю обрабатывать, другому хочется взять у собрата то, чего ему сам не давал, иной, взяв в долг, должное не отдает, этот никак не может насытиться в своем сребролюбии, сей, потеряв доверенность у людей, нужду терпит. Один скорбит, ничего не имея, а другой, и много имея, также не радуется. Нищего укоряют, а богатому сети расставляют. Обладающие властью страдают от гордости. Многие часто ссорятся между собой, в междоусобиях друг друга убивают, грабят, мучают насилием. Ложь превозносится, любовь удалилась. Истина оставила землю, хитрость и клевета честью венчаются; лихоимцы управляют градами. И все это на земле собрано».

Так вот какова настоящая жизнь, к которой мы так привязаны! Какое может она дать нам счастье? Чем удовлетворить нас? На каждом шагу видим, что всем нам она дает лишь несчастье и горе, одним больное тело, которое совсем уже не позволяет им наслаждаться тем, чем они обладают, другим несколько благ больше, но меньше счастья, иным должность, которая подвергает их преследованию зависти и беспокойству ответственности, иным богатство, но при богатстве в семье несчастья... Иным, но что мы говорим иным?.. Невозможно перечислить всего. Ибо всем нам в конце концов вместо ожидаемых плодов сладости и радости всем приходится жать лишь терние горестей и печалей и смерть. Это ли наше назначение? Для этой ли суеты и горя создал нас Господь? Нет, братие! Будем благоразумны! Из одного лишь размышления о том, что все суетно и ничтожно на земле, мы узнаем и убеждаемся, что не земля, а небо есть наше родное отечество, из которого мы изгнаны в эту скорбную страну, что есть загробная жизнь и что в ней лишь одной мы можем найти для себя счастье и покой.

Будем же ввиду всего сказанного более всего заботиться о бессмертной душе, обогащать себя тем, что пойдет нам в вечность, т. е. добрыми делами, и помнить, что земля не рай, а изгнание из рая и что лишь на небе наше блаженство.

Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх