3-я Неделя по Пятидесятнице. 1951 г.
Ищите прежде Царства Божия, а остальное всё приложится вам. Сегодня мы слышали эти слова в Евангелии. Знаем мы их с детства, но как далеки мы от этих слов. Многое ищем мы в жизни, о многом заботимся, но совершенно не ищем и не заботимся и даже не думаем о Царстве Божием. Для нас Царство Божие в лучшем случае - хорошая идея, но только не сама жизнь.
В чем же дело? Почем мы - христиане, и так далеки от Христа?
Потому что живем своим гордым умом, не сообразуясь с истиной Божией, которая призывает нас к смирению. «Блаженны нищие духом, ибо таковых есть Царство Небесное», - заповедал Христос. Самым страшным и изощренным грехом, который порождает все остальные грехи и пороки, есть гордость. Она непосредственно исходит от сатаны, он родоначальник гордыни, он первый возгордился и стал богопротивником. Мудрая народная пословица говорит: «Гордость есть мать всех пороков». Но современный образованный человек настолько сжился с ней, что не замечает ее и даже наоборот возводит ее в достоинство. Гордость лежит в основе всей нашей современной жизни. И потому теперь главная христианской добродетель - смирение - является понятием, лишенным всякого смысла и содержания. В наше время нет места для смирения: каждый шаг современного человека - будь то общественный, государственный или в быту, или в искусстве, или в науке - есть образец гордыни. Потому говорить о смирении в наше время - это всё равно, что говорить о том, чего нет; говорить о смирении значит разрушать наши идеи, представления, общественные идеалы, переиначивать смысл великих художественных произведений. Современный мир живет без Бога, а чтобы жить без Бога, нужно верить в собственные силы. Отсюда гордость, властолюбие - признак власти сатаны.
И если мы приступаем к борьбе со своей гордыней, то сатана (которого часто люди образованные не признают или умаляют силу его действий, в чем тоже есть тонкость стрел темного духа) так изощренно действует, что мы часто не замечаем в себе гордости, а часто обольщаемся так, что принимаем ее за дар Божий. Самолюбие, самодовольство, превозношение себя, считать себя лучше других (во всяком случае, не хуже других), судить других, покрывать и оправдывать в себе все недостатки и приписывать всё своим силам и т. п. есть гордость. Вот видеть в себе эту гордость и быть смиренным есть высшая святость в человеке.
Вот почему в примерах святой жизни на первый план выдвигается не высота подвига, а смирение праведника, с которым он совершает свое дело. Незаметность, умаление себя, скромность. И если мы будем творить чудеса и бесов изгонять, и познаем многие тайны Божии, а не будем считать себя при этом ничтожными, то все эти великие дела нисколько не послужат нам ко спасению. Всякое самодовольство есть как бы награда здесь, на земле, и исключает возможность награды небесной. Не видения и чудеса служат мерилом праведника, ибо видения и чудеса доступны также и демонам, а смирение и послушание Господу и Его Святой Церкви.
Один святой, услышав, что некоторые говорят: «Мы видим Ангелов», - сказал: «Блажен тот, кто всегда видит грехи свои».
Без смирения не может быть любви. Но самое трудное для человека - своим гордым умом смириться перед тем, что кажется ему неразумным.
Вот, например, Аврааму было предложено самое бессмысленное, что может себе представить человеческий ум. Целую жизнь Авраам молил Бога даровать ему сына, и на старости лет сын у него родился. Как он любил сына и благодарил Бога! Сын Исаак вырос, и Бог сказал ему: «Убей его ради Меня». Беспрекословно Авраам взял сына и пошел на гору, на которую указал Господь, чтобы принести в жертву Богу своего сына. Авраам до конца смирился, стал нищим духом, у него уже ничего не оставалось своего. Он как бы умер в себе для Бoгa. За этот подвиг любви и послушания Богу в семени Авраамовом благословились все народы земли, т. е. от семени его родился Спаситель мира, Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. И это было так же прообразом жертвы Самого Бога, Единородного Сына, за грехи мира, по любви Его к созданному Им человеку. Господь наш Иисус Христос указал миру, что значит подлинное смирение. Смирение Бога не имеет предела. Для человека оно непонятно. Христос умирал на кресте, а кругом было бегство, предательство и победная злоба врагов, хотя одним только словом Он мог всё это уничтожить. Он был Сам Божия правда. Вот эту правду Свою Он отдавал на позор миру, ничем не защищаясь, ничем не отталкивая Себя от человека, чтобы только спасти его. Христос умер под крики победивших Его врагов. Как бы сама правда умерла вместе с Ним. И мир с момента Его смерти до Его воскресения существовал без правды. Вот высшее смирение и любовь Бога - Бог Отец через Сына отдает Себя до конца злобе человека. Делай со Мной, что хочешь, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. Но пусть Моя жертва научит и возвысит тебя до любви, до Меня. Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам: Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую и благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего (Рим. 12, 1-2). Земля есть живой питомник будущих чад Божиих, друзей Господа, горнило испытаний.
Бог любит нас! Сыновняя любовь и доверие к Богу требуются от нас до конца. Смиритесь же под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1 Пет. 5, 6).
Аминь.