25-я Неделя по Пятидесятнице 1958г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы, христиане, знаем, что суть жизни христианской заключается в любви к Богу и ближним, т. е. всем людям, как и разъяснено было особенно ярко в притче о милосердном самарянине, слышанной нами сегодня. Венец же любви к ближним состоит в том, чтобы положить за ближних душу свою. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - говорит Спаситель. Но что же это значит полагать душу свою за друзей, т. е. ближних своих? А это значит, в случае нужды быть готовым на всякий подвиг самоотвержения, Если жизнь потребуется отдать, отдай жизнь; свободу потребуется отдать, отдай свободу, имущество отдать, отдай имущество и т. д. Одним словом, будь готов жертвовать ближним всем, не исключая и самого себя. Нас это удивляет, ибо мы живем в век, который нас приближает к тому времени, о котором Господь сказал: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле (Лк. 18, 8)?
И действительно, в наше время, может быть, не найдется таких людей, но прежде их немало было.
Вот пример из жизни такой любви. Св. Павлин, епископ Ноланский за искупление своих соотечественников из плeнa у вандалов раздал все свое имение и остался решительно без всего. И вот в это время приходит к нему одна вдова и просит, чтобы он дал ей денег на выкуп из плeнa ее сына. Святой епископ обыскал все углы своей кельи, думая найти что-нибудь, но не нашел ничего. Тогда он вышел к просительнице и сказал: «Поверь мне, что дать тебе на выкуп твоего сына мне нечего, кроме самого себя. Потому, если хочешь меня, как раба, за сына продай, а его возврати».
Вдова сначала была поражена словами епископа и приняла их за насмешку. Но св. Павлин убедил ее в искренности своих слов. После этого они пошли во Фракию к князю, зятю царя Вандальского, у которого сын вдовы был в плену. Придя к князю, скорбная вдова сначала пала к ногам князя и стала просить его, чтобы он сжалился и отпустил единственного ее сына. Но когда мольбы и слезы не помогли, тогда вдова указала на святого Павлина и стала просить князя, чтобы он обменял ее сына на него. Благообразный вид святителя понравился князю, и он спросил св. Павлина: «Знаешь ли ты какое-нибудь ремесло?)) Св. Павлин ответил: «Не знаю, и могу только возделывать огород». Тогда князь оставил его у себя, а вдове возвратил ее сына.
И вот архиерей Божий сделался огородником: выращивал овощи, подавал их к столу господина своего, и в такой службе пребыл долгое время. Князь весьма полюбил его и часто беседовал с ним. Однажды во время беседы святитель сказал князю: «Я слышал, что ты в путь собираешься. Не ходи, ибо в настоящее время тебе надобно не о путешествии заботиться, а о том, чтобы удержать за собой царский престол. Знай, что царь скоро внезапно умрет, и тогда, если не будет тебя здесь, не ты, а другой сделается царем». Слова эти поразили князя, зятя царского, и он передал их царю. Царь сказал князю: «Я хочу видеть того, кто тебе говорил это?» Князь ответил: «Я сегодня во время обеда пришлю его к тебе». И затем повелел св. Павлину принести овощи к царскому столу.
Когда царь увидел св. Павлина, то ужаснулся, и, призвав к себе князя, сказал: «Что сказал тебе раб твой про меня, есть истина. Знай, что сегодня я во сне увидел суд над собой, и на этом суде, где были все вельможи мои, выше всех сидел сей. Суд же надо мной кончился тем, что у меня отнята была царская власть моя. Спроси его: кто он! Я не думаю, чтобы он был из простого звания, ибо я видел его облеченным в высокий сан. Тогда князь, отозвав св. Павлина в уединенное место, стал заклинать его, чтобы он открыл ему свое звание. Св. Павлин сначала уклонялся от ответа, но наконец открыл, что он епископ.
Со страхом и великим смирением князь поклонился ему и предложил ему просить у него, чего хочет. Св. Павлин испросил свободу всем пленникам своего города, и с ними с торжеством и радостью возвратился домой. Следует также указать, что пророчество св. Павлина о смерти царя вскоре сбылось.
Taк вот что значит душу свою полагать за други своя. Конечно, тяжел и едва выносим подобный подвиг, но зато и награда за него великая. Такая самоотверженная любовь имеет великую цену в очах Божиих. Милость превозносится над судом, - говорит ап. Иаков (2, 13), т. е. любовь выше суда, она покрывает множество грехов, говорит ап. Петр (1 Пет. 4, 8). Любовь есть совокупность совершенства, - говорит ап. Павел (Кол. 3, 14). Наконец уготовляет милостивым место там, где и Сам Господь будет. Как и сказал Сам Господь где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12, 26).
Аминь.