Проповеди на праздники:


23-я Неделя по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Мы спасены от смерти греховной благодатью, т. е. любовью Божией. Не за наши дела, не за богоугодную жизнь нашу, которой у нас нет, мы призваны к вечной блаженной жизни, а исключительно по любви Того, Кто спас нас.  

Ибо все наши временные земные страдания, все наши добрые дела, если они совершаются не по вере в Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, то в таком случае они представляют из себя абсолютное ничтожество по сравнению с той вечной славой, которая откроется в нас в будущей вечной жизни. Поэтому св. апостол Павел в ныне слышанном апостольском чтении говорит: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2, 8). Значит, даже вера не от нас, а от Того, Кто призвал нас ко спасению.  

И вот многие христиане, не принадлежащие к Единой, Святой, Православной Церкви Христовой, учат на основании этих слов апостола, что для нашего спасения достаточно только уверовать в Иисуса Христа, и спасение наше совершится без всякого нашего участия, без всяких наших добрых дел. К величайшему сожалению, и среди православных христиан находятся люди, которые также считают, что достаточно только одной веры, и спасение наше соделается без всякого нашего труда. Какое глубокое и пагубное заблуждение! Ведь чтобы воспользоваться каким-либо даром, надо принять его и употребить на свою нужду. В подобном-то принятии и употреблении дара Божия на нужды души нашей и заключается наше участие, которое мы принимаем в устройстве нашего спасения.  

Когда мы совершаем благотворение — раздаем милостыню бедным, то бедный должен, по крайней мере, протянуть нам свою руку, чтобы принять от нас подарок, и затем употребить его на свои нужды. Дар спасения есть тоже милость Божия, назначенная для раздачи грешным людям, и для принятия ее требуется с нашей стороны не протянутая рука, а отверстое сердце. Кто не чувствует голода, тот и руки своей не протянет для принятия милостыни. Подобным образом, кто не чувствует потребности в своем спасении, тот не обратится к Богу за спасением. Мы не навязываем насильственно милостыни бедным людям. Так и Бог не принуждает грешников ко спасению, только приглашает, ибо Он желает всем спасения.  

К несчастью, не все мы чувствуем, что мы погибающие грешники. Поэтому не все мы обращаемся к Богу для принятия от Него дара спасения. Долговременное пребывание в грехе производит в нас бесчувственность к нему, при которой мы и не ощущаем потребности в спасительной благости Божией и не чувствуем своего погибельного состояния. И вот, пребывая в таком бесчувственном ко греху состоянии, нам представляется, будто мы имеем дары Божии, которых мы не просили, будто в нас уже обитает Божия благодать, которой мы не домогались жизнью и трудом во славу Божию.

Для избежания такого самообольщения нам нужно знать, что благодать Божия дается только таким грешникам, которые чувствуют, что они грешники, и надеются при помощи благодати победить свои грехи. Отсутствие борьбы с грехами есть верный признак отсутствия благодати Божией, а, следовательно, и отсутствия спасения. Итак, твердо уясним себе, что спасение наше уже совершено Иисусом Христом но не безусловно. А условие такое с нашей стороны необходимо, чтобы мы захотели своего спасения (ибо Господь никого не принуждает), приняли бы его и усвоили его своей жизнью — делами. И к этому следует добавить: чем более мы уверены, что мы погибаем, тем больше надежды, что мы спасемся. Чувство погибели есть самое сильнейшее побуждение к исканию спасения. А спасение только тому и дается кто его желает, ищет и просит. И готовит себя добрыми делами — богоугодной жизнью — для принятия его. Как и сказал Сам Спаситель:  Царство Божие усилием берется, и употребляющие это усилие получают его.  

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх